В отраслевых аналитических материалах принято разбивать химическую промышленность на химическую и нефтехимическую, выделяя в отдельную отрасль химико-фармацевтическую индустрию. Интернет-перспективы для фармацевтической промышленности – это отдельная тема, рассмотрение которой выходит за рамки данной статьи. Насколько может быть перспективным внедрение B2B-решений для российской химической индустрии? Еще в 1998 году автор статьи принимал участие в разработке информационно-технологического решения, обеспечивающего сбор открытой информации с интернет-бирж химической специфики и введение этой информации в базу данных для последующего использования в едином формате. Заказчиком решения была коммерческая компания, занимающаяся снабжением российских предприятий химической промышленности. Таким образом, технология закупочных площадок в определенной степени использовалась уже три года назад. Еще одним любопытным фактом в пользу интернетизации химической индустрии является то, что реагенты и сырье, закупаемые одним химическим предприятием, являются продукцией другого и наоборот. Поэтому закупочная площадка, построенная для одного предприятия, сразу может быть трансформирована в торгово-закупочную (после привлечения на нее поставщиков). Следует также обратить внимание на специфику создания отраслевого каталога для закупочной площадки. Реагенты, используемые в химическом производстве, являются в существенной мере типизованным товаром, т.е., например, название "пятиводный сульфат меди, чистый для анализа" будет соответствовать одному и тому же реагенту, независимо от поставщика и производителя. Международное именование реагентов также может быть использовано в качестве идентификатора при подготовке отраслевого каталога (можно использовать и химическую формулу, однако она не всегда однозначно определяет реагент). Не вызывает сомнения, что экономическое состояние отрасли – это важный критерий оценки ее потенциала в интернет-бизнесе. По оценкам аналитиков CSFB, высокая фрагментированность и значительные размеры рынка химической индустрии являются идеальной экономической платформой для внедрения В2В-решений. Объем мирового рынка для химии в 2000 году составил более 1,5 трлн. долларов США. Для сравнения: аналогичный показатель для металлургии составил за тот же период 500–600 млрд. долларов. Количество товарных позиций для химической промышленности превышает 70 000. В России эти цифры, конечно, значительно скромнее. По данным ОАО "НИИТЭХИМ", производственная деятельность химической и нефтехимической промышленности (без химико-фармацевтической отрасли) в 2000 г. характеризовалась сохранением в целом позитивных тенденций, сформировавшихся в 1999–2000 гг. в экономике России, в том числе и в химической индустрии. Объем выпуска продукции химического комплекса в 2000 г. увеличился по сравнению с 1999 г. на 14,3 %, при этом темпы развития производства в течение всех периодов 2000 г. заметно опережали аналогичный показатель по промышленности в целом (109 % против 114,3 %). Балансовая прибыль эффективно работающих крупных и средних предприятий химической и нефтехимической промышленности в январе-сентябре 2000 г. достигла 27,2 млрд. р. (4,7 % от аналогичного показателя по промышленности России в целом) и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,9 млрд. р. Удельный вес прибыльных предприятий в общем количестве крупных и средних предприятий по отраслям промышленности за январь-сентябрь 2000 г. составил 71,2 % (для сравнения в черной металлургии – 74,4 %). Итак, химическая индустрия имеет неплохие финансовые перспективы для электронного бизнеса, сотрудники служб снабжения умеют использовать интернет-технологии и готовы к их более масштабному внедрению. Кроме того, существуют определенные возможности, облегчающие разработку отраслевого каталога. К этому можно добавить наличие соответствующей информационно-технологической инфраструктуры у крупных и средних предприятий отрасли. В соответствии с данными IBS Research, в 1999 году 4 из 9 крупнейших предприятий отрасли стояли на пороге внедрения систем класса ERP и одна компания успешно эксплуатировала подобную систему западного производства. Приложение. Обзор крупнейших торговых площадок, ориентированных на химическую индустрию 1. Альянс компаний Healthcare и Ventro (ранее Chemdex) В начале 2000 года в рамках проекта расширения бизнеса на базе торговой площадки Chemdex была создана компания Ventro, которой на сегодняшний день полностью принадлежит Chemdex. Позднее в состав Ventro Corporation вошла площадка Promedix , на которой оперируют поставщики медицинских товаров. Кроме того, Ventro владеет 24 % площадки Broadline, где происходит торговля крупными партиями медикаментов, и 40 % Industria Solutions . Данная торговая площадка была создана совместно с компанией Dupont с целью покупки/продажи оборудования для транспортировки газа или жидкостей. 2. ChemConnect Еще одним примером онлайнового каталога может служить площадка ChemConnect . Компания появилась в 1995 году и начинала как онлайновый каталог для нужд химической промышленности. В 1997 году клиенты компании получили возможность совершать онлайновые транзакции и помещать на Classifieds сообщения о покупке/продаже химикатов. В 1999 году компания открыла World Chemical Exchange, на которой ведется торговля нефтехимической, фармацевтической, агрохимической продукцией и полимерами. Сделки совершаются анонимно. Биржа имеет около 3 000 зарегистрированных участников, около 40 % которых – компании из Северной Америки. В начале июня 2001 было объявлено о слиянии торговых площадок ChemConnect и Envera, которые объединились в единую торговую систему для химической промышленности, поддерживающую новейшие XML-стандарты и осуществляющую полный контроль за производственными цепочками. По заявлению представителей этих компаний, объединенная торговая система обеспечит потребителям высокий уровень эффективности и оптимизацию цен, а также мощные инструменты взаимодействия с бизнес-партнерами на всех участках производственных цепочек – от планирования до производства конечной продукции. ChemConnect и Envera намерены предложить своим участникам высокий уровень обслуживания, возможность вести онлайновую торговлю в глобальном масштабе, а также поддержку при решении транспортных и финансовых задач на всем протяжении производственных цепочек. Проверенный временем опыт каждой из компаний поможет создать высоко интегрированное и полнофункциональное решение для электронного бизнеса, в котором сообщество предприятий-участников сможет взаимодействовать в открытой и независимой торговой среде, находить новых партнеров, вести торги и переговоры. Кроме того, представители ChemConnect и Envera заявили о том, что их компании будут продолжать работать над стандартами Chem eStandards для XML-документов, которые используются при обмене данными между ERP-системами предприятий химической промышленности. 3. ELEMICA Торговая площадка Elemica была учреждена компаниями: Air Products and Chemicals ATOFINA, BASF, Bayer, BP, Brenntag, Celanese, ChemCentral, Ciba Specialty Chemicals, Degussa-Huels AG, The Dow Chemical Company, DSM, DuPont, Millennium Chemicals, Mitsubishi Chemical Corporation, Mitsui Chemicals, Rhodia, Rohm and Haas, Shell, Solvay, Sumitomo Chemical and Van Waters и Rogers. В январе 2001 было проведено бета-тестирование платформы и первые коммерческие транзакции. В тестировании приняли участие 16 из 22 компаний-учредителей: Air Products and Chemicals, ATOFINA, BASF, Bayer, BP, Celanese, Ciba Specialty Chemicals, Degussa-Huels AG, Dow Chemical Co., DSM, DuPont, Millennium Chemicals, Rhodia, Rohm and Haas, Shell и Solvay. В течение первого этапа пилотного проекта Elemica будет постепенно вводить новые элементы (ERP). Во второй фазе тестирования (второй квартал 2001 года) ERP должна была стать доступной всем компаниям, имеющим должный уровень интеграции. Кроме того, на втором этапе электронный рынок предлагает компаниям более сложные услуги по логистике. Elemica планирует начать операции в декабре 2001 года. Среди опций, которые должны появиться на последнем этапе подключения, представители компании называют заключение контрактов и консалтинг по вопросам организации сбытовых сетей. 4. CHEMEX Австралийская компания ASL была создана в 1974 году. Основным направлением бизнеса стали геохимические исследования минеральных ресурсов. Применяя четкие стратегии развития, выстраивая бизнес на базе новых технологий, компания, состоящая из маленькой лаборатории, к 1996 году выросла в целую сеть химических лабораторий не только в Австралии, но и в Новой Зеландии и странах Юго-Восточной Азии. В том же 1996-м в состав ALS Minerals Division вошла компания Geolab SA, а это еще шесть лабораторий – в Чили, Аргентине и Перу. Три года спустя, в 1999-м произошло слияние Minerals Division и Chemex Labs; последняя сделала свой вклад в виде лабораторий в Канаде, США и Мексике. 5. E-CHEMICALS Технология e-Chemicals входит в пакет предложений Aspen marketplace Solution компании Aspen Technology, которая приобрела данную технологию в целях "завоевания лидирующих позиций среди частных В2В торговых и закупочных площадок". Технологическое решение e-Chemicals позволяет компаниям, занятым в производстве различных продуктов, создавать частные торговые площадки, для того чтобы рационализировать процесс закупки и продажи сырья для их производства. AspenTech расширила пакет своих предложений, включив в него два новых продукта, разработанных на основе технологии e-Chemicals. Данные решения позволяют пользователю установить собственную торговую площадку для автоматизации процесса закупки сырья и продажи конечной продукции. 6. CheMatch CheMatch.com – анонимная интерактивная торговая система для продуктов бытовой химии, полимерного сырья и горючего. Площадка была создана на базе ATG Dynamo(R) e-Business Platform и работает по схеме 24х7. CheMatch.com функционирует как независимая третья сторона, предоставляющая немедленный доступ к постоянно пополняющемуся каталогу сырьевых продуктов. Помимо этого CheMatch.com предлагает услуги аукционов – как прямых, так и обратных. По официальным данным, число участников насчитывает более 600 компаний, в среднем через систему заключается сделок на сумму около 500 тыс. долларов в месяц. Среди стратегических партнеров и инвесторов можно назвать следующие компании: Battery Ventures, Bayer AG, DuPont, Methanex, Millennium Chemicals, H. Muehlstein & Co., Inc., Reed Elsevier, Sprout Group, Stolt-Nielsen S.A. и TownsendTarnell Inc. 7. CHEMRESULT Площадка ChemResult была создана в июне 2000 года инвестиционным фондом Rendex и тремя бельгийскими предпринимателями. Это независимая В2В торговая площадка, предоставляющая возможность приобретения продуктов химической отрасли по базисным ставкам и, в своем роде, единственный ресурс, который предлагает своим клиентам систему обеспечения, отличающуюся полной "прозрачностью". В основу заложена система сравнения конкурирующих предложений поставщиков по признаку спецификаций (продукт, цена, платеж/условия поставки). Структурирование рынка происходит через динамичный информационный банк, в котором отражается полная спецификация продукции различных поставщиков. Участникам предоставляется весь спектр услуг – от простого сравнения предложений до осуществления поставки (включая весь логистический цикл). Участником этой площадки может стать любое предприятие, независимо от планируемых объемов закупок. 8. CHEMICALONLINE Эта площадка была создана компанией VerticalNet.com Компания VerticalNet.com появилась в 1995 году, и за 6 лет существования число входящих в нее онлайновых сообществ возросло до 57 участников, представляющих более 10 отраслей промышленности, в том числе химическую. Каждое сообщество предлагает своим участникам информацию, содержащую новости рынка, сведения о продукции, промышленные каталоги и списки вакансий. Кроме того, торговые сообщества предоставляют профессионалам возможность общения на дискуссионных форумах. Первоначально реклама была главным источником дохода, но в дальнейшем планируется получать больше прибыли от совершаемых транзакций и продажи программного обеспечения. 9. WORLDBIDCHEMICAL Международная В2В торговая площадка, предоставляющая квалифицированные услуги по проведению испортно-экспортных операций, B2B-аукционов и размещению каталогов. Членство в данном сообществе платное. 10. WORLDCHEMNET WorldChemNet введена в действие в августе 1999 года. Участникам сообщества (а их число превышает 4 500 из более чем 80 стран мира) предоставляется возможность многоуровневого информационного обмена в режиме реального времени. Достойны упоминания также: E-CHEMMERCE , CHEMICALDESK.COM , CHEMPOINT.COM , NAROIL . |