Российское государство в ближайшее время рассчитывает на масштабную модернизацию в сфере фармации и медицинской промышленности, в частности, в производстве одноразовых изделий из полимерных материалов (шприцы, катетеры, мед. трубки). Этому должен способствовать приход на рынок иностранных компаний и технологий… Сделала ли девальвация рубля актуальным создание данных производств? Как складывается ситуация? Newchemistry связался с крупнейшими игроками рынка… Рынок медицинских изделий из полимерных материалов, как и фармацевтический, - один из самых закрытых. Продукция, которая необходима для постоянной работы здравоохранения, должна быть дешевой и качественной, многое здесь определяет госзаказ. Тем не менее на рынке большей частью представлена зарубежная продукция – из Азии (в основном, Китай) и Европы. Отечественное производство представлено единицами производителей («Медполимер», Санкт-Петербург», «Медсил», Мытищи, «Альфапластик, Москва, и др. Эти предприятия используют как российские, так и иностранные технологии. В частности, старейшее ОАО «Фирма «Медполимер» работает уже более 70 лет… На вопрос «сделала ли девальвация рубля актуальным создание в России новых производств медицинских трубок, катетеров» их представители отвечали отрицательно. Для этого, по их словам, нет не только средств (полноценное производство катетеров с зарубежным оборудованием обойдется 10-15 млн. долл. с окупаемостью 3-5 лет, но и соответствующих условий – квалифицированный персонал, установки газовой стерилизации, производственная инфраструктура, включающая наличие сопутствующих производств и оборудования (сырье, комплектующие и др.). Сегодня наблюдается следующая тенденция. Крупные западные компании, которые заинтересованы в нашем рынке, создают соответствующие мощности не в России, а в Китае. Так, в частности, было с голландской Apexmed… Да, в Китае гораздо дешевле трудовые издержки (квалифицированные специалисты), учитывая то, что их доля в себестоимости продукции довольно велика. Кроме того, здесь уже существуют отраслевые кластеры, «вписать» в которые новую технологическую стадию удобнее, нежели создавать их «с нуля» в России. Возможно, и более отлажен механизм получения различных разрешений и сертификатов… Но главное – дело в государственной рыночной политике в сфере медицинской индустрии. В подтверждение этому, представительница питерского «Медполимера» рассказала, как складывался рынок в сегменте одноразовых шприцев и систем службы крови. Сегодня основной поставщик одноразовых шприцев и систем на российском рынке – это Китай. Россия в этой относительно недавней конкурентной борьбе проиграла. Да, несколько лет назад у нас создавались новые производства по зарубежным технологиям, но сегодня многие из них закрыты (в частности, закрыто производство на «Медполимере»), так как не выдержали «китайского натиска». Оказывается еще 5-6 лет на китайском внутреннем рынке «правил бал» многоразовый шприц, то есть об одноразовых рядовой потребитель и не знал. В то же время китайские заводы вовсю работали на Россию, заваливая ее дешевыми пластиковыми шприцами и системами. Задача «завоевать рынок любой ценой» была выполнена. Наш производитель оказался не в состоянии конкурировать с демпингом, поддерживаемым на государственном уровне… Проблема стерилизации
Большинство медицинской одноразовой продукции (в частности, трубки, катетеры) во всем мире стерилизуются при помощи окиси этилена. Эта процедура довольно сложна и затратна (окись этилена взрывоопасна), требует специальных разрешений и согласований. Большинство российских производителей стерилизуют свою продукцию радиационным методом. Но он – не самый оптимальный. В частности, радиация может оказывать негативное воздействие на структуру полимера… В то же время соответствующую сертифицированную установку для газовой стерилизации можно приобрести на рынке. Ее стоимость – около 100 тыс. долл. Подобные сценарии возможны и в других сегментах рынка пластиковой медицинской продукции, если крупнейший заказчик и регулятор – государство – не обеспечит отечественному производителю главное условие: «продукция должна быть дешевой».
По словам главного инженера ОАО «Объединение Альфапластик», которое выпускает медицинские изделия из резины, девальвация рубля оказала определенное положительное влияние на сбыт продукции. Продукция, итак ориентированная на людей несостоятельных, стала конкурентоспособнее по сравнению с той же китайской. Появились условия для модернизации и наращивания объемов производства. Но закрепить это, превратив временное преимущество в постоянное, должно государство, используя госзаказ. Таким образом, способствуя приходу зарубежных технологий пластиковых медицинских изделий на российский рынок, государство должно обеспечить производителю конкурентоспособные условия для развития. Чтобы не получилось как в истории со шприцами. Пока же западные законодатели мод в области пластпереработки (такие, как, в частности «Краус Маффай – Берсторф») не рассматривают Россию в качестве серьезной базы для производства пластиковой одноразовой медицинской продукции. P.S.: В ближайшее время мы опубликуем комментарии других участников рынка по данной проблеме, а также информацию об его объемах и потенциале… Newchemistry.ru
|