Эксперты считают, что нынешний кризис является «крупнейшим за всю историю автомобильной индустрии». Только в Германии за минувшие четыре месяца производителями автокомпонентов подано 25 заявлений о неплатежеспособности. Первые процессы по делам о банкротстве уже начаты. Так, 1 марта началось разбирательство по делу производителя тормозных накладок TMD Friction из Леверкузена, который подал заявление о своей неплатежеспособности три месяца тому назад. Работают на этой фирме 4,5 тыс. человек, 2 тыс. из которых — непосредственно в Германии. Кризисный управляющий Франк Кебекус надеется, что потенциальный партнер для TMD Friction будет представлен «в ближайшие недели». Между тем почти 260 работников фирмы уже переведены во вновь созданную компанию-преемницу. Менее успешно идет поиск инвесторов для спасения производителя звукоизоляционных материалов Stankiewicz из городка Целле в Нижней Саксонии. Занято в этой компании в ФРГ 1250 человек. Ее владельцами до сих пор являлись финансовые инвесторы из Нидерландов, а кризисным менеджером назначен Кристофер Сигон, который обещает найти нового инвестора не ранее лета. «До конца апреля может произойти еще 20—30 банкротств», — поделился с Handelsblatt своим прогнозом о ситуации в этом сегменте партнер компании Roland Berger Маркус Беррет, который уверен, что если мольбы менеджеров о поддержке отрасли услышаны не будут и оживление конъюнктуры во втором полугодии не наступит, то все закончится очень плохо. «В этом случае до конца 2009 года не доживут еще 100 поставщиков автомобильных комплектующих. В целом же число банкротств в Европе может в этом году превысить три сотни», — считает г-н Беррет. Весьма скептически смотрит в будущее и Теодор Тутманн, спикер объединения поставщиков комплектующих, в которое входит порядка 9 тыс. фирм среднего бизнеса, в рамках возглавляемого им Союза металлообрабатывающих предприятий. «Вопрос состоит в том, будем ли мы после завершения кризиса располагать необходимым объемом мощностей. Меня очень беспокоят масштабы потерь в Германии», — заявил г-н Тутманн, отметив, что Азия, Индия и Китай стоят наготове и могут предложить весьма квалифицированные услуги. Теодор Тутманн считает, что автомобилестроители плохо помогают своим попавшим в беду партнерам: «Существует настоящая пропасть между обещаниями помочь и реальной практикой закупок многих автоконцернов, которые на деле изо всех сил сбивают цены во время кризиса». Согласно экспертному анализу падение сбыта продукции поставщиков компонентов достигает 50%. В среднем по итогам текущего года респонденты ожидают спада примерно на 30%. Как следствие, средний уровень рентабельности уже снизился с 5,4% в 2007 году до 3% в 2008 году, а в текущем году он может оказаться равным нулю. МАРК ШНАЙДЕР (ПЕРЕВОД АЛЕКСАНДРА ПОЛОЦКОГО)
|