В октябре 2008 г. Уралхимпласт отметит 70-летний юбилей. Как одному из старейших предприятий отечественного химпрома удается удерживать позиции лидера? На этот и другие вопросы отвечает генеральный директор ОАО «Уралхимпласт», Президент Союза предприятий и организаций химической промышленности Свердловской области А. Э. Гердт. Корр.: Александр Эммануилович, для начала просьба озвучить основные показатели работы компании? А. Гердт: 2006 год Уралхимпласт завершил успешно. Объёмы производства приросли на 18%, индекс роста физических объёмов составил примерно 106%. В 2007 году эта тенденция сохраняется. Рост объема товарной продукции за полугодие 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составил 124,9%. Корр.: Это общая статистика. А если проанализировать данные по выпуску конкретной продукции, хотя бы ее основных видов? А. Гердт: В двух словах – динамика положительная. Уралхимпласт на 12% увеличил выпуск синтетических смол, на 9 % - карбамидных смол, на 6,5% - карбамидо-фурановых, на 20% - феноло-формальдегидных. Пластикатов ПВХ – выпущено больше на 60%, ортокрезола - на 6%. И если год назад мы говорили о том, что месячный оборот компании примерно 200 миллионов рублей, то в 2007-ом это уровень – 280-310 млн. Причём, замечу, оборот устойчивый. Корр.: Характеризуются ли аналогичной стабильностью рыночные позиции Уралхимпласта? Для начала - о рынках отечественных. А. Гердт: Судите сами: мы, в частности, занимаем 20 % рынка феноло-формальдегидных смол для деревообработки. 18% - наша доля на рынке жидких фенольных смол для теплоизоляции, 66 % - на рынке карбамидных смол для той же отрасли. Уралхимпласт «держит» свыше 50 % российского рынка пульвербакелита, значительно больше половины рынка новолачных смол. Наша «литейка» это более 50 % рынка по литейным связующим и традиционным литейным смолам, в «новинках», тех же композициях, например для Cold box и No bake процессов, мы доминируем, здесь наша доля - 62% рынка.
Корр.: И список можно продолжать, или Вы сознательно перечислили именно эти продукты компании? А. Гердт: Это стратегические продукты. На данный момент мы уверены в том, что для Уралхимпласта стратегическими являются феноло-формальдегидные жидкие резолы, феноло-формальдегидные твердые новолаки и компаунды на их основе (а именно, пульвербакелит), литейные смолы. Кроме того, наше внимание сконцентрировано на всём, что связано с этими продуктами – я имею в виду формалин, как базовое сырьё, карбамидные смолы. И, поскольку от перечисленного напрямую зависит оборот компании, в производство этих продуктов мы инвестируем серьёзные средства. Для того, чтобы поддерживать достаточный уровень качества и сервиса, чтобы укреплять свои позиции на российском рынке. Корр.: Сегодня наличие инвестиционных проектов свидетельствует о позитивной динамике развития компании не менее красноречиво, чем экономические показатели и рыночные позиции. Каковы здесь наработки и планы Уралхимпласта? А.Гердт: В прошлом году суммарно в реконструкцию и техперевооружение мы вложили порядка 200 млн. рублей. Запустили производство ингибиторов коррозий и дорожных присадок, реконструировали производство пульвербакелита, установили новые холодильные станции. Частично благодаря этим наработкам, а частично - динамике развития рынков, на которых мы присутствуем, план объёма продаж компании спланирован в 2007 году в размере 5 млрд. рублей (против прошлогодних 3млрд.300 млн.). Могу сказать больше – в плане инвестиций передышки не будет. Наши позиции на рынке весьма сильны и надо их поддерживать. Поэтому мы инвестировали порядка 5 млн. евро в производство полимерно-покрытых проппантов, продолжая позиционировать себя, как компанию, интегрированную в добывающие отрасли, компанию со статусом поставщика предприятий нефтегазового комплекса. Запуск производства мощностью 40 тыс. тонн продукции в год намечен на 4 квартал 2007-го. Порядка 7-8 млн. долларов мы наметили инвестировать в проект под условным названием «Центральный регион». Речь идет о постройке новой производственной площадки в центральном регионе для производства минераловатных смол и смол для деревообработки, мощностью 5000 тонн в месяц. Здесь нами движет цель расширения географии продаж. Логика при этом такова: фенольные смолы, порядка 70% рынка которых сконцентрировано в Центральном регионе, могут транспортироваться на расстояние до 1 000 км без потери качества. Напомню, мы находимся на Урале. Удобное географическое расположение новой производственной площадки позволит осуществлять поставки продукции предприятиям в Центральном и Северо-Западном регионах России, в Белоруссии, Прибалтийских странах и в Украине. За счет близости к потребителям существенно снизятся транспортные издержки компании. В результате реализации данного проекта Уралхимпласт рассчитывает увеличить долю рынка в Центральном регионе: на рынке фенольных смол для теплоизоляции до 40%, на рынке фенольных смол для деревообработки до 33%. Начало строительства планируется на вторую половину 2007 года, а запуск производства – на первое полугодие 2008 года. К разряду проектов по совершенствованию технологии производства относятся наши планы по реконструкции «новолаков». Целей несколько: экономия, снижение материальных затрат производства новолачных смол, выпуск необходимого объема малофенольных смол высокого качества. Здесь размер инвестиций ориентировочно составит 6 млн $. Мощность – 30 тыс. тонн новолаков в год: 20 тысяч – на непрерывном, 10 тысяч – на периодическом производстве. Планируемый эффект будет заключаться в повышении качественных характеристик новолачных смол, пульвербакелита до уровня лучших мировых аналогов. В результате мы, думаю, серьёзно потесним конкурентов. Кроме того, Уралхимпласт расширит свой марочный ассортимент, что позволит нам выйти на зарубежные рынки. Всё перечисленное – это «грубые мазки». Но отнюдь не декларация планов. Проекты, о которых я сказал, реально начнут работать в 2008-2009 гг. Корр.: Александр Эммануилович, Вы упомянули зарубежные рынки, поэтому вопрос об экспорте продукции напрашивается сам собой. По последним данным о финансовой деятельности компании, доля экспорта в выручке Уралхимпласта в первом квартале нынешнего года составила 11,57%, против 5% по году прошлому. Это свидетельствует о наличии определённых амбиций? А. Гердт: Российский рынок, я бы назвал, однобоким, не многоплановым. Множество отраслей явно стагнируют. А химия в общем-то отрасль сервисная. Она развивается не единым фронтом, а вслед за теми рынками, которые дают наибольший прирост. По большому счету, к экспорту нас подталкивают свободные возможности. Но не стоит забывать – в то время, как мы устремляемся на зарубежные рынки, зарубежные компании приходят к нам. Борьба разворачивается в категориях цены и качества. Наша задача, безусловно, активизировать процесс интеграции в мировой рынок. И в этой связи цели, о которых я говорил выше – комплексные: проводим реконструкцию – снижаем затраты, получаем более качественный продукт – доставляем его зарубежному потребителю без существенных потерь по качеству. Кстати, в итоге – не только получаем прибыль, но и развиваем бизнес как таковой. Современная компания, если она серьёзный игрок, должна развиваться, вырастать из локальной в отечественную, далее – в международную. Корр.: Означает ли это, что поменялась стратегия Уралхимпласта? А.Гердт: Мы меняем технологии, рецептуры. Наша стратегия остаётся неизменной. Быть лидером и удерживать эту позицию!
|