Ключевым вопросом при принятии решения о выходе на рынок является география размещения будущего производства. Во многих регионах выпуск данной продукции отсутствует, а эффект от экономии на транспортных издержках может быть гораздо значимым, нежели эффект от экономии на масштабе у национальных производителей. Факторы, влияющие на развитие рынка плит XPS
Ранее мы выделили 3 основные потребляющие области – строительство жилого и нежилого фонда, дорожный сектор. Соответственно, динамика развития данных областей является определяющим фактором, определяющим объем спроса на плиты XPS. Из этих областей следует выделить дорожное строительство. Данный сектор на 100 % находится в ведении государства и на данный момент не приходится говорить о рыночных факторах в этом секторе. С другой стороны, планы по развитию дорожного строительства известны и предсказуемы. Как отмечают производители плит XPS, имеющие опыт поставок для данной области потребления, наиболее негативное влияние на рост потребления плит XPS оказывают задержки с оплатой поставки. К настоящему моменту можно отметить, что объем финансирования дорожной отрасли достаточный. Задержки с оплатой вызваны в первую очередь с бюрократизмом. Таким образом, дорожное строительство можно охарактеризовать как перспективную в будущем – по мере разрешения проблем. Потенциальный объем потребления, как указывалось ранее, значителен. Основные секторы потребления плит XPS – строительство жилого и нежилого фонда – индикаторы для определения уровня спроса на плиты XPS. Причем сегмент строительства жилого фонда развивается наиболее высокими темпами. Соответственно, наибольшими темпами в ближайшие 1,5-2 года будет развиваться потребление плит 2-го и 1- го типа. Также необходимо отметить риски, с которыми могут столкнуться производители плит XPS. Причем риски, связанные с использованием смесей фреонов в качестве вспенивающего агента сохраняются на протяжении последних нескольких лет. Риски, связанные с используемым вспенивающим агентом – экологические. Все действующие российские производители плит XPS на данный момент используют смесь хладонов в качестве вспенивающего агента. Международные экологические нормы, действующие в этой сфере – Монреальское соглашение, ограничивающее или запрещающее производство ряда озоноактивных хладонов. Использование смеси на основе двуокиси углерода в качестве вспенивающего агента ограничивается другим международным экологическим соглашением – Киотским. Этот протокол ограничивает использование так называемых парниковых газов (CO2, CH4, HFCs, PFCs, N2O, SF6). Количественное ограничение, налагаемое протоколом на ратифицировавшие его страны – снизить к 2010 г. средний уровень выбрасываемых в атмосферу перечисленных газов до 5,2 % от уровня 1990 г. Следует отметить, что на данный момент этот показатель в РФ оценивается на уровне 75 – 80 % от уровня 1990 г. Другой значительный риск был вызван искусственно в 2007 г. – снижение отпускных цен на продукцию ведущими производителями плит XPS. Как следствие этого снижения многие производители плит в лучшем случае недополучили прибыли. Ряд компаний, запланировавших открытие производства в 2007 г. либо отказались от подобного проекта (как пример - Стироплан), либо отложили запуск до более привлекательной ситуации на рынке. К последним, в том числе, можно отнести открытие российского производства традиционного поставщика теплоизоляционных материалов – URSA. Соответственно, этап развития рынка – локализация – не приобрела ожидаемого размаха. К тому же, как результат конкурентной борьбы можно отметить появление “новых марок” плит XPS: Техноплиты, ТехноBOX и ТехноXPS. Немаловажным фактором, который может сократить рынок плит XPS, является возможность запрета использования плит в плоских кровлях по пожарным нормам. В настоящий момент данное решение лоббируется производителями каменной ваты. Несмотря на негативную конъюнктуру, сложившуюся на рынке, появилось несколько новых производителей плит XPS, и объем производства удвоился. Так, можно говорить о начале локализации рынка. При этом необходимо отметить, как будет развиваться рынок в дальнейшем. В первую очередь, можно ожидать открытие высокопроизводительных заводов в крупных городах. Скорее всего, эти заводы будут принадлежать действующим крупным игрокам: Пеноплекс, ТехноНиколь, завод им. Карпова, Промхимпласт. Установленное на данных предприятиях оборудование позволяет производить плиты XPS на 25-30 % дешевле, чем производство на оборудовании азиатского производства. При этом запуск производства на подобных линиях требует в 10-15 раз больше инвестиций (на уровне 15 млн. евро), чем на линиях китайского производства. Сдерживающим фактором экспансии крупных производителей в более мелкие регионы станут расходы на транспортировку готовой продукции до конечного потребителя – транспортировка плит на более чем 500 км при настоящих ценах на плиты делает производство убыточным. Таким образом, с учетом анонсированных планов по увеличению мощности заводов, до 2012 г. можно ожидать появление до 5 высокопроизводительных заводов в регионах и до 20 низкопроизводительных (до 50 тыс. куб. м / год).
|