Александр Морозов, продукт менеджер по оборудованию для упаковки и нарезки «Шаллер-Москва» После того, как много лет тому назад стали понятны причины, вызывающие порчу продуктов, технология конкретной упаковки стала предсказуемой с момента создания продукта или с момента необходимости его упаковки. В настоящее время, в основном меняются упаковочные материалы, а упаковочное оборудование, как правило, только модифицируется для их применения. В перспективе, мне кажется, следует ожидать появления таких продуктов, при создании которых будет закладываться та или иная технология последующей упаковки. Пока человек будет есть мясо и обращать внимание на его натуральность и свежесть, будет сохраняться и тенденция применения упаковки, сохраняющей свежесть и натуральность продукта. В первую очередь это относится к упаковке в МАР, создающей максимально достижимые условия хранения. Если же говорить о продуктах, к которым можно потребителя приучить, то возможны самые разнообразные варианты: вакуум, низкие температуры, консервация и т. п. Оптимальность упаковочного материала определяется на основе применения различных критериев, в первую очередь это критерий «цена-качество», объединяющий субъективное качество и объективную стоимость. А надежный поставщик оборудования и материалов всегда оказывает поддержку своим клиентам в выборе соответствующего решения. Не без гордости могу отметить, что «Шаллер-Москва» — именно такая компания. Если причины порчи продукта понятны, то ясны и методы увеличения сроков хранения. МАР не является панацеей в достижении высоких сроков хранения, это лишь один инструмент из необходимого набора: гигиена, температура, качество продукта, качество упаковочного материала и упаковывающего оборудования, правильное применение МАР. Грамотное использование этих инструментов, а также соответствующая технология подготовки продукта позволят получить максимально возможные для данного конкретного продукта сроки хранения. По разным источникам максимальная продолжительность «жизни» свежего упакомяса может составлять от 6-10 до 40-60 и более дней. Сразу оговорюсь, что речь идет о разных типах, назначении и внешнем виде упаковки, а применяемое оборудование должно соответствовать всем российским нормам и иметь соответствующие сертификаты. Наталья Черняк, главный технолог «Дмитровский Завод Гибкой Упаковки»
На современном этапе в качестве упаковки для мяса и мясопродуктов наиболее востребованными являются барьерные пленки, предназначенные для упаковки в вакууме и в модифицированной газовой среде (пленки термоформуемые, пленки под запайку — это верхняя пленка на лотки, а также пакеты). Барьерные пленки имеют различные структуры и свойства. Например, пленки, изготовленные способом коэкструзии, структуры ПА/HV/ПЭ (полиамид/адгезив/полиэтилен) и ПА/HV/ПП (полиамид/адгезив/полипропилен). Пленки, полученные способом ламинирования позволяют существенно расширить ассортимент комбинированных барьерных материалов. Улучшить качество упаковочных материалов позволило создание многослойных пленок, состоящих из различных полимеров. Новые структуры, предлагаемые компанией Дмитровский Завод Гибкой Упаковки, — ПЭТ/ПЭ/HV/ПА/HV/ПЭ, ПЭТ/ПЭ/HV/ПА/HV/ПП, где барьером уже служит ПЭТ (лавсан) и ПА (полиамид) в комбинации. Сварка, как и в стандартном случае, обеспечена ПЭ (полиэтилен) или ПП (полиэтилен). Диапазон толщин комбинированных материалов достаточен для удовлетворения спроса потребителей упаковки. Из предложенных материалов возможно изготовление вакуумных пакетов, в том числе для упаковки продукции мясоперерабатываюших предприятий. Исполнение пленок и пакетов возможно с нанесением многокрасочной межслойной печати. Если говорить о новинках, то в настоящее время на нашем предприятии проводятся работы по подбору полимеров со специальными свойствами, в частности, позволяющими увеличить глубину вытяжки термоформовочных пленок без увеличения общей толщины, а также увеличить срок годности продукта. Мы, как производители упаковки, можем обеспечить лишь оптимальное качество упаковочных материалов: проводим постоянные исследования, испытания материалов и имеем все необходимые документы: сертификаты, заключения и т. п. А если само содержимое упаковки было подготовлено соответствующим образом и процесс упаковки соответствовал всем требованиям, то и срок хранения продукта будет оптимальным. Основные требования большинства заказчиков следующие. Во-первых, наличие санитарно-эпидемиологических заключений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и сертификатов соответствия по Системе сертификации ГОСТ Р ГОССТАНДАРТ России, наличие нормативных документов на предлагаемые материалы. Во-вторых, большое желание получить качественную упаковку с увеличенным сроком хранения продукции, новейшие технологии. В-третьих, проведение аудита на предприятии, контроль качества и безопасности упаковки в соответствии с требованиями стандартов ИСО. Анатолий Бочинский, ведущий менеджер-консультант Управления продажами ПКФ «Атлантис-Пак» Хочу отметить, что принципиально новые способы сохранности пищевых продуктов не могут появляться каждый год или пятилетку. Все те методы сохранности пищевых продуктов, которые сейчас широко применяются, достаточно давно известны и каждый из этих способов продолжает развиваться и эволюционировать. Но для появления качественно новой технологии нужен существенный толчок в области научно–технического прогресса. Возможно, новая технология будет основана на нанотехнологиях. Рассматривалась масса идей — воздействие ультразвуком, сверхвысоким давлением, различными видами излучения, обработка поверхности мясных изделий растворами различных веществ и т. д. Воздействие низких температур, а именно замораживание, позволяет значительно повысить сроки годности и реализации мясопродуктов, но такие изделия по своим вкусо-ароматическим показателям, сочности, консистенции будут уступать тем, которые не замораживались, а только охлаждались. Касательно требований к упаковке: любая пищевая упаковка, а особенно та, которая непосредственно контактирует с пищей, прежде всего, должна быть допущена к контакту с продуктом. Для этого упаковочные материалы проходят исследования, в ходе которых определяется соответствие установленным нормам санитарии, гигиены и безвредности, действующим на территории РФ или страны-импортера. Соответственно, первый шаг на пути товара от производителя к потребителю — это получение гигиенических сертификатов и сертификатов соответствия. Причем наблюдается тенденция универсализации качественных показателей и допустимых значений санитарно-гигиенических норм разных стран к одному и тому же продукту. Все большее значение в России приобретает факт внедрения системы менеджмента качества, например, по международным стандартам серии ISO 9000. Причем, некоторые предприятия — потребители хотят прозрачности во взаимоотношениях с поставщиком, что выражается в возможности проведения потребительского аудита предприятия-производителя соответствию стандартам системы менеджмента качества. Для предприятий многих стран, особенно стран ЕС, более «убедителен» тот поставщик, который может предоставить сертификат авторитетного исследовательского института. Так, в случае пищевой упаковки — это сертификат института по технологиям и упаковки им. Фраунхофера. Насима Салимова, Источник: Pakkograff 2007 #4 |