Это обусловлено стабильным ростом потребности разных отраслей перерабатывающей промышленности, в первую голову "пищевиков", в упаковке. При этом ниша производства простых однослойных пленочных материалов на сегодняшний день достаточно развита и растет, в основном, за счет собственных внутренних ресурсов. В то же время сектор высококачественных, в первую очередь многослойных пленок, пока остается сравнительно свободным. Связано это как с отсутствием специалистов и относительной новизной соответствующей продукции и оборудования, так и с высоким "входным барьером" для потенциальных инвесторов. Так, если оптимальный уровень вложений в производство однослойных полимерных пленок составляет сотни тысяч долларов США, то в производство многослойных материалов нужно вкладывать на порядок больше средств. Однако именно этот сектор производства пленок будет расти опережающими темпами. Об этом говорит как опыт экономически развитых стран, так и простая логика. Однослойная пленка в большинстве случаев не может конкурировать с многослойной либо по потребительским свойствам (многослойная пленка, к примеру, на 30..40% прочнее) либо по цене. Сегодня на рынке представлены проверенные практикой и хорошо отработанные технологии получения гибких материалов с широчайшим спектром свойств. В то же время технологии получения многослойных материалов на основе полимеров все еще очень новы. Путь, который прошли производители таких материалов, изобилует ошибками, тупиковыми ветвями и малорентабельными решениями. Опытных специалистов в этой области катастрофически мало, новичкам же приходится пробираться "на ощупь", теряя время и рискуя немалыми вложениями. Ситуацию усугубляет активное, иногда даже агрессивное, продвижение восстановленного или морально устаревшего оборудования. Мир так устроен, что любой поставщик будет превозносить именно свой товар, свои технические решения. Надежные и удачные, наиболее конкурентоспособные решения на фоне избытка тенденциозной информации различить трудно. Часто даже опытные специалисты допускают ошибки при выборе технологического оборудования. Иногда удачный или, наоборот, ошибочный выбор типа одного единственного датчика или программы может определить успех или провал дорогостоящего проекта. Приведем такой пример. Поливинилхлорид, он же ПВХ, был одним из первых массовых пленкообразующих материалов с широким спектром свойств, что привело к быстрому распространению материалов на основе этого полимера в индустриально-развитых странах в 60-70 годы. Однако процесс переработки и утилизации хлорсодержащих полимеров, к которым относится ПВХ, сложен и даже опасен. По этой причине во всем мире идет активная замена этого материала и соответствующего оборудования более современными технологиями, что особенно заметно в упаковке пищевых продуктов в европейских странах. Так что же, век ПВХ закончился? Отнюдь нет, продвижение соответствующих технологий и оборудования на рынок продолжается весьма активно. Приведем другой пример. Как известно, для сохранности многих видов пищевых продуктов необходимо предотвратить проникновение внутрь упаковки кислорода. Некоторое время основным полимерным материалом, который использовался для придания пленкам соответствующих барьерных свойств, был полиамид. Однако это очень капризный и сложный в переработке полимер называют не иначе, как "кошмаром технолога". В последние годы для этих целей все более широко начинают использовать новые альтернативные материалы (EVOH, PVDC) и технологии (ламинирование, кэширование). Однако более сложное и дорогое оборудование для производства пленок с барьерным слоем из полиамида по-прежнему предлагается даже в тех случаях, где экономически предпочтительны другие решения. Для производства многослойных пленочных материалов используются, в большинстве случаев, соэкструзионные пленочные линии раздувного типа. Существуют соэкструзионные линии с разным количеством слоев, от 2 до 14, однако основную часть многослойных пленок составляют трехслойные пленки. В связи с доступностью, технологичностью и высокими потребительскими качествами многослойных и комбинированных материалов на основе трехслойной пленки (так называемых ламинатов) потребление ее растет опережающими темпами. Сегодня объем потребления многослойных пленок в России составляет примерно 45 тыс. тонн и продолжает, в полном соответствие с мировыми тенденциями, бурно, со скоростью до 15% в год, расти. До 30% потребности в многослойных пленках покрывается сегодня за счет импорта. Пленку иногда называют "хлебом упаковщиков", поэтому тенденция импортозамещения в данной области экономически оправдана и, безусловно, будет последовательно реализовываться. В ближайшие 6 лет можно прогнозировать прирост годового потребления многослойных пленок в России примерно до уровня 100 тысяч тонн. |