Существует два основных вида биотоплива: биодизель, изготавливаемый из растительных масел методом этерификации спиртов, (обычно метанола), и биоэтанол, продукт ферментации растительных сахаров.
Биодизель обычно производится из растений, содержащих большое количество растительных жиров: рапс (канола), подсолнечник, сафлор, горчица, хлопок, пальма, кокос или соя. Кроме того, есть возможность изготавливать его из говяжьего и свиного жира и из жира домашней птицы, а также из отработанного сала/жира в ресторанах.
Биоэтанол, наоборот, лучше производить из крахмалсодержащих растений - крахмал при гидролизе образует сахара, которые затем подвергаются ферментации. В Соединенных Штатах популярна кукуруза, а в Бразилии больше используется сахарный тростник; кроме того, в качестве сырья часто используют маниоку.
Типичные для биотоплива характеристики приведены в таблице ниже.
Типичные характеристики биотоплива:
| Биодизель | Биоэтанол | Дизельное топливо из нефтепродуктов |
Плотность | 0,87-0,89 кг/м3 | 0,79 кг/м3 | 0,88 кг/м3 |
Вязкость (40ºС) | 1,9-6,0 мм²/с | нет данных | 4,2 мм²/с |
Температура воспламенения | 130ºС | 13ºС (неразбавленный) | 175ºС |
Цетановое число | 47 | 117 (октан) | 56 |
Низшая теплотворная способность | 37,3 МДж/кг | 26,7 МДж/кг | 45,0 МДж/кг |
Спорный вопрос
Мировое энергопотребление ежегодно возрастает примерно на 2%. В настоящий момент наибольшую часть энергии получают из нефти - это около 40%, из природного газа и угля (по 22-23% от каждого), небольшие пропорции представлены ядерной, гидроэлектрической энергией, энергией биомассы, ветра, солнца и т.д., как показано на рисунке. Здесь биомасса попадает в категорию «другие», вместе с геотермальной и другими возобновляемыми видами энергии, за исключением гидроэлектрической. Несмотря на повсеместное применение дерева в качестве топлива для приготовления пищи в развивающемся мире, его значение минимизируется по сравнению с другими видами энергоносителей, особенно в развитых странах.
Несмотря на то, что использование энергии продолжает расти, повышается также эффективность ее использования, а уровень потребления энергии на человека и на единицу ВВП снижается. Однако притом, что биомасса в настоящее время обеспечивает настолько маленький процент от общей потребности в энергии, для достижения сколько-нибудь значительного места в мировой или даже в региональной энергетической шкале необходимо радикально увеличить ее использование. Возможно, понадобится ежегодный рост более чем на 10% - и даже тогда к 2030 году она будет обеспечивать лишь 7-8% мировой потребности в энергии. Например, даже если вся выращиваемая в Соединенных Штатах Америки кукуруза будет переработана в этанол, это обеспечит только 27% нынешней энергетической потребности транспорта США. Но есть также и другие помехи.
Экономика
Повышенный интерес к биотопливу стимулируется крайне высокими ценами на нефть и газ, при этом биологические виды топлива из своего узкого рыночного сегмента переносятся на уровень крупного бизнеса с многомиллиардными оборотами. Однако рост значения биотоплива привел к возникновению напряженности на традиционных пищевых товарных биржах/рынках, а быстрый рост спроса на этанол вызвал повышение цен и напряжение на бразильском и американском рынках. Существенное снижение цен на нефть маловероятно в ближайшие 2-3 года, пока в Соединенных Штатах сооружаются 32 завода по производству этанола (общей мощностью около 7,6 миллиардов литров); после окончания строительства и пуска производства общая производительность в стране достигнет 25,7 млрд. литров. Однако в более долгосрочном плане цена на нефть может упасть до таких уровней, при которых реализация кукурузного этанола станет проблематичной. Высказывались прогнозы о падении до $40/баррель в среднесрочный период при открытии новых месторождений, а в долгосрочном плане возможны цены в $25-30/баррель.
Как сообщалось в издании «Fertilizer International» (выпуск 409, Ноябрь/Декабрь 2005, стр. 13-17), серьезные опасения вызывает экономика биологических видов топлива. Исследователи вычислили, что их производство требует больше энергии, чем они позволяют генерировать, а их себестоимость выше, чем у топлив из нефтепродуктов, (Natural Resources Research 14, №1, Март 2005). Указанная энергетическая составляющая включает удобрения и воду, необходимые для выращивания растений, а также пар и электричество, необходимые для их переработки, в то время как экономические издержки включают труд, гербициды, ирригацию и использование машин, а также удобрения. Более низкая плотность энергии этанола по сравнению с бензином также повышает транспортные издержки и снижает эффективность работы мотора. Авторы рассматривают производства из различных видов сырья, включая кукурузный крахмал, просо, древесную целлюлозу, соевые бобы и подсолнечное масло, но во всех случаях энергетический и экономический баланс оказываются отрицательными.
Вопросы сельского хозяйства
Решение сельскохозяйственных проблем тоже представляется не вполне однозначным. Продовольственные потребности человечества по-прежнему имеют преимущественное значение по сравнению с энергетическими. При работе с такими растениями, как кукуруза, сахарный тростник и рапс, также необходимо принимать во внимание ограниченность водных и земельных ресурсов. В мире, и особенно в развивающихся странах, ощущается все большая нехватка пахотной земли для производства продовольствия.
Для успешного пахотного земледелия необходима земля, солнечный свет, вода (осадки или ирригация) и удобрения. Солнечный свет, как правило, не является единственным ограничивающим фактором, и, хотя удобрения очень важны, они все же не настолько необходимы, как земля, солнечный свет и вода. В настоящее время и в обозримом будущем удобрения теоретически можно доставить в любую часть света, где бы они ни понадобились, вопрос лишь в схеме поставок и в цене. Однако доступность земельных и водных запасов может стать решающим ограничением.
Огромные территории на планете являются непригодными для земледелия: наибольшая часть Канады, значительная часть России (субарктический регион и тундра), северная часть Африки, юго-запад Соединенных Штатов, Аравия, Центральная Азия, центр Австралии, юго-западная Африка и некоторые южные части Южной Америки. Более того, в связи с индустриализацией развивающихся стран и с опустыниванием некоторых пограничных областей наблюдается постоянное сокращение пахотных земель, доступных для выращивания продуктов питания, в пересчете на душу населения. В 1960 году население земного шара составляло 3 млрд., площадь пахотных земель в мире - 1,3 млрд. га, площадь пахотной земли на душу населения - 0,44 га, а доступное количество продуктов питания на душу населения составляло 2287 калорий. В 1990 году население земного шара составляло 5,3 млрд. (увеличение на 76,7%), площадь мировых пахотных земель - 1,4 млрд. га (увеличение на 7,7%), площадь пахотной земли на душу населения - 0,27 га (сокращение на 63,0%), а доступное количество продуктов питания на душу населения - 2697 калорий (увеличение на 17,9%). За последние годы площадь мировых пахотных земель, возможно, несколько увеличилась, но площадь пахотной земли на душу населения, вероятнее всего, сократилась. Более того, «зеленая революция» по большому счету уже позади, и дальнейшее повышение урожайности культивируемых земель будет происходить постепенно, за исключением некоторых регионов, например Африки. Возникают серьезные вопросы относительно того количества людей, которое наша Земля физически способна прокормить; прогнозы ООН варьируются от 8 до 10 миллиардов - не слишком обнадеживающие цифры для цивилизации, которая уже сегодня насчитывает 6,5 миллиардов человек и предположительно достигнет 8 млрд. к 2030 году.
В Европейском Союзе масличные культуры для производства биодизеля выращиваются на плодородных землях, где специально для этой цели было приостановлено выращивание пищевых культур. Доля этого сегмента колеблется между 5 и 10% всех культивируемых земель, в зависимости от потребностей конкретного момента, и в настоящее время составляет 8%. Однако этого далеко не достаточно для производства того количества топлива, которое необходимо для замещения значительной части ископаемого топлива, используемого в ЕС.
Так же к вопросу о доступности земельных угодий следует добавить, что в сельском хозяйстве считается плохой практикой выращивание одной и той же культуры на поле в течение нескольких лет, поэтому возникнет необходимость в своевременной ротации культур, что еще более снизит прогнозируемый урожай. В целом же при дальнейшем росте мирового народонаселения доступность плодородных земель достигнет критических показателей и будет крайне трудно оправдать переключение земельных угодий от производства пищи к производству энергии.
Дефицит воды
Растения нуждаются в получении воды в достаточном количестве и в нужное время цикла роста. Все полевые культуры, служащие сырьем для биотоплива, получают воду из осадков и, следовательно, изменения климата, ведущие к сокращению количества осадков в пригодных для выращивания этих культур районах, могут послужить серьезным препятствием. В регионах, где большое количество воды потребляется населением и промышленностью, даже при наличии искусственной ирригации биотопливные культуры могут испытывать недостаток влаги, особенно если возделываются также другие зерновые культуры.
В Китае, например, быстрая индустриализация и модернизация приводят к стремительному увеличению потребностей в воде. В то же время рост промышленности и несовершенные технологии утилизации сточных вод влекут за собой загрязнение речных систем, из которых население получает основную часть воды для домашних нужд и ирригации; особенно это касается северной части страны. Прибрежное сельское хозяйство усугубляет загрязнение, являясь причиной попадания удобрений и пестицидов в реки, озера и подземные воды. Во многих местах качество воды упало настолько, что она стала непригодной ни для каких целей; появляются сообщения о повышении заболеваемости раком и другими болезнями в селениях, расположенных рядом с большими реками. В 2005 году прошли демонстрации фермеров в провинции Чжэцзян, где с 2002 г. были введены в строй 13 химических заводов по производству удобрений, красок и пестицидов. Фермеры утверждали, что отходы с этих производств отравляют колодцы с питьевой водой и являются причиной появления мертворожденных детей и врожденных дефектов. В Китае площади орошаемых земель очень велики, но возможности их увеличения подходят к концу. Площадь орошаемых земель увеличилась на 42,7% между 1970 и 2000 гг., но между 2000 и 2003 гг. изменения были очень малы.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН сообщила в мае 2006 г., что некоторые западные и северные провинции Китая испытывают недостаток продуктов питания по причине продолжительной засухи. По предварительным оценкам, пять миллионов га озимых культур потеряны либо сильно повреждены из-за недостатка осадков и высоких температур. Наиболее пострадали провинции Юньнань, Ганьсу, Нинся, Внутренняя Монголия и Хэбэй. В некоторых районах провинции Нинся не выпадало значительных осадков в течение 600 дней. В провинции Хэбэй уровень подземных вод упал на 0,6 м.
Экологические аспекты Все растения в ходе своей жизнедеятельности потребляют углекислый газ. Разумеется, этот углекислый газ выделяется вновь при использовании растения в качестве топлива либо при его переработке для дальнейшего сжигания. В этом смысле биомассу можно назвать нейтральным топливом - она не увеличивает общего содержания углерода в атмосфере. Однако в данном случае не учитываются энергозатраты на возделывание земли, подготовку удобрений и пестицидов, транспортировку, сушку и переработку в пригодное к употреблению топливо. Значительный вклад в это вносят удобрения: для того, чтобы в промышленных масштабах переводить азот в связанное состояние, необходимо получать аммиак в ходе энергоемкого процесса Габера-Боша. При этом для производства одной тонны аммиака тратится около 31 млн. БТЕ (британских тепловых единиц) ~ 544 670 квт, а если сырьем служит не природный газ, а уголь либо иное вещество, требующее неполного окисления, то энергозатраты возрастают до 41 млн. БТЕ ~ 720 370 квт. И хотя производство фосфатов и калия обходится гораздо дешевле (основные методы – механическое извлечение, измельчение, сушка и т.д.), в целом удобрения отвечают за 45% энергозатрат при производстве биоэтанола и 24% - при производстве обычного биодизеля. Для биодизеля энергозатраты имеют тенденцию к повышению из-за потери части метанола в реакции трансэтерификации, на что уходит еще 35% энергозатрат.
Однако, несмотря на все это, по результатам анализа жизненного цикла (LCA) в целом биодизель производит на 75% меньше углекислого газа, чем добыча, переработка и сжигание соответствующего количества ископаемого топлива, хотя этот факт оспаривается некоторыми исследователями.
Биотопливо в мире
Исторически, до недавнего времени самым активным сторонником биотоплива являлась Бразилия, уже много лет в большом количестве производящая этанол из сахарного тростника. Но уже сегодня лидерство здесь принадлежит Соединенным Штатам, которые стали крупнейшим потребителем биоэтанола. В своем последнем энергетическом законопроекте правительство Буша пошло еще дальше, предложив использовать этанол вместо топливной добавки метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), поскольку выпуск последнего постепенно свертывается из-за экологических проблем. В настоящее время в США выделяются значительные суммы на исследования различных видов биотоплива, а совсем недавно крупнейший американский нефтяной концерн «Шеврон» согласился инвестировать 12 млн. долл. в течение ближайших пяти лет в серию совместных исследований с Институтом Технологий Джорджии. Их цель - создать технологии для переработки биомассы, например отходы деревообработки и сельского хозяйства, в целлюлозное биотопливо и/или в водород. Использование отходов вместо таких ценных культур, как сахарный тростник, кукуруза и соя, воспринимается как огромный прорыв в развитии биологических видов топлива. Исследование рассматривает водную фазу риформинга для переработки древесины или травы напрямую в водород или углеводородное топливо, в том числе и в метанол.
Несмотря на наличие обширных запасов нефти, Нигерия пытается разработать производство биотоплива для внутреннего потребления с целью увеличения валютных поступлений от продажи нефти за рубеж, а также стимулировать развитие поселений в сельской местности, для этого планируется создать до 200 тыс. рабочих мест. Сахарный тростник и маниока – это основное сырье для производства топливного этанола в Нигерии. Уже сейчас эта страна является крупнейшим производителем маниоки (примерно 30 млн. т/год) и вдобавок внимательно следит за успешным опытом Бразилии в развитии индустрии производства этанола из сахарного тростника. В Нигерии обширные земельные пространства потенциально пригодны для выращивания сахарного тростника. В данный момент инициатива находится на стадии экспериментального проекта, планируемая площадь тростниковых плантаций составляет 10 000 - 20 000 га, мощность производственного комплекса - 70-80 млн. литров этанола в год; планируемая площадь плантаций маниоки – 5 тыс. – 10 тыс. га, мощность производственного комплекса - 50-60 млн. литров этанола в год.
Правительство Индонезии намеревается в этом году построить четыре пробных завода по производству биодизеля в рамках программы поддержки альтернативной энергии. Эти заводы общей стоимостью 33 млн. долл. строятся в Калимантане и на Суматре, и будут производить 6 тыс. т биодизеля в год из пальмового и касторового масла.
Таиланд собирается запретить с конца текущего года использование топливной добавки метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), производимого из метанола. Подобно США, Таиланд планирует использовать в качестве топливной добавки этанол, но получать его собираются из выращиваемой в стране маниоки, а не из более дорогого сахарного тростника, как в США. Однако, как и в Соединенных Штатах, существует опасение, что внезапный запрет МТБЭ повлечет за собой резкий рост цен на бензин, и не прекращаются слухи о том, что правительство может перенести дату запрета с 2007 на 2008 г. Тайское правительство отменило субсидию на этанол, подобную существующей в США, но в результате резкого роста спроса в последние три года этанол становится все более дорогим.
Представляется, что в Таиланде, в отличие от США, перемены вызваны не заботой об экологии, а стремлением к топливной безопасности. Газовые запасы Таиланда начинают не справляться с растущими потребностями, и страна, в которой 70% электростанций работают на газе, вынуждена рассматривать варианты импорта сжиженного природного газа (СПГ). Первые партии СПГ прибудут из Ирана в 2011 г., тем временем таиландское правительство ведет переговоры с другими возможными поставщиками.
Китай также собирается принять участие в повальном увлечении биотопливом, запуская в Гуанси-Чжуанском автономном районе собственную пробную программу по производству этанола из маниоки мощностью до 1 млн. т/год через пять лет. В Гуанси уже производится 60% маниоки Китая, это около 8 млн. т/год. Корнеплод морозостоек и хорошо растет на полуплодородных землях этого региона. Плантации маниоки планируется увеличить с 260 тыс. га до 670 тыс. га. Китай уже сейчас является третьим по величине производителем этанола в мире, главным образом из кукурузного крахмала, 9 провинций используют 10% этанол-бензиновую смесь («Е10») в. Китай сейчас производит 10,2 млн. т/год бензина Е10 и планирует распространить эту схему на остальные 22 провинции.
Заключение
В целом, увеличение мирового народонаселения и глобальное потепление приведут к сокращению площадей, пригодных для выращивания продовольственных культур. Продовольственные культуры будут сохранять приоритет по сравнению с биотопливными, и поэтому будут иметь преимущество при распределении земельных ресурсов. Такие факторы, как изменение характера распределения осадков в результате глобального потепления, прирост населения и быстрый и массированный рост индустриализации в развивающихся странах, включая Китай, неизбежно сократят пригодные для неорошаемого земледелия площади.
Объемы биотоплива, получаемые из культур с неорошаемых земель (кукуруза, рапс, сахарный тростник, пальмовое масло), из-за ограничений по земельным площадям будут способны покрывать лишь малую долю потребности в транспортном топливе до тех пор, пока не будут налажены технологии экономичного производства биотоплива из целлюлозы (биомассы). Подобные технологии сейчас активно разрабатываются, в том числе такими компаниями, как BP, DuPont и Chevron, но о результатах говорить пока рано, вряд ли работа принесет плоды в ближайшие 10 лет. Кроме того, даже в случае успеха нужны будут еще 10-20 лет для налаживания всех систем (выращивание, сбор урожая, доставка и хранение) и постройки перерабатывающих заводов для производства значительного объема биотоплива (например, 5% от мировой потребности в транспортном топливе).
Тем временем производство биоэтанола и биодизеля с использованием существующих технологий будет значительно увеличиваться по сравнению с нынешним уровнем, но по-прежнему представлять очень маленькую часть мирового рынка транспортного топлива. Объемы производства недостаточны, чтобы серьезно повлиять на баланс спроса и предложения и, следовательно, на уровень цен на нефтяном рынке. Это ключевой вопрос, поскольку в определенный момент производство биотоплива начнет влиять на конъюнктуру нефтяного рынка, приводя, таким образом, к снижению цен на бензин и дизель при прочих равных условиях.