- Насколько актуально использование биотоплива для транспорта в больших городах, как это делается уже в ряде зарубежных стран? - По поводу применения альтернативных видов топлива идет большая дискуссия. Одним из главных инициаторов идеи широкого применения альтернативных видов топлива являются США. Ежегодно американцы выделяют значительный объем финансовых средств в виде грантов на разработку современных технологий для производства биодизеля и биоэтанола. Причем спонсируют они не только научные организации, но и производителей сельхозпродукции технического назначения для получения альтернативных видов топлива. Пока же лидирующие позиции в мире по производству биоэтанола занимает Бразилия, где его получают из сахарного тростника. Добавки такого продукта в традиционный бензин составляют в среднем уже 30%, а в некоторых городах этой страны весь общественный транспорт переведен на биотопливо. - Есть ли у России возможности включиться в процесс? - Россия имеет все основания включиться в этот процесс. Как известно, свободных сельхозугодий, где вполне можно выращивать сырье для биотоплива, у нас немало. Однако есть одно "но". По действующим стандартам биотопливо, в частности биоэтанол, относится к видам технического спирта и подпадает под акциз, установленный федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Известно, что биоэтанол не снижает коэффициента полезного действия двигателя и менее вреден для окружающей среды. Но акцизы на технический спирт у нас так высоки, что выпуск такого топлива пока нерентабелен. Производство биотоплива пока остается дороже по себестоимости, чем бензина из нефти. Именно по этой причине в нашей стране осталось мало заводов, выпускающих гидролизный спирт из отходов древесины. - Помимо высоких акцизов на спирт есть ли другие препятствия? - Потребитель в России не привык к биотопливу. Люди рассуждают по старинке. Они пока не привыкли экономить энергию и предпочитают традиционный бензин альтернативным видам топлива. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходима четко действующая система пропаганды применения энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии среди населения со стороны государства. - И что планирует предпринять Минэнерго? - Мы уже подготовили комплексный план действий по повышению эффективности энергопотребления в РФ, одним из направлений которого обозначили как раз информационно-пропагандистскую кампанию. Но это еще не все. Чтобы биотопливо в стране нашло широкое применение, его производители должны будут организовать тесную кооперацию и взаимодействие с производителями нефтепродуктов, чтобы свести на нет возможное противостояние в этом вопросе. - Есть ли у государства другие конкретные проекты по производству биотоплива? - Насколько мне известно, Министерство сельского хозяйства и Министерство образования и науки активно работают в этом направлении. Запланировано строительство нескольких заводов по производству биоэтанола и биодизеля, но в основном на экспорт. - На ваш взгляд, какой альтернативный источник топлива наиболее перспективен? - Я сторонник производства жидкого биотоплива из древесных отходов. Можно в качестве альтернативного вида топлива использовать и пеллеты, полученные из тех же древесных отходов. В качестве альтернативного топлива можно использовать и сжиженный газ. В прошлом году, к примеру, Госдумой РФ был подготовлен проект закона "Об альтернативных видах моторного топлива". По нашему мнению, он стране необходим. Министерство не возражало против предмета и сути законопроекта. Однако его формулировки были слишком общими, неконкретными, поэтому было принято решение о его доработке. С учетом актуальности законопроекта Минэнерго России предложило включить его в план законотворческой деятельности правительства на будущий год. Законопроект должен открыть дорогу широкому использованию природного сжиженного газа для транспорта в городах России, поскольку в наших городах-миллионниках резко обострилась экологическая обстановка, в первую очередь из-за вредных выбросов от работы транспорта. В отдельных мегаполисах доля загрязняющих веществ в атмосфере превышает 40%. С этим необходимо что-то делать. - И когда же наступит момент, когда транспорт станет работать на альтернативном топливе? - Я не уверен, что этот момент наступит скоро. Это очень сложная задача, но государство поддерживает необходимость ее решения. Я думаю, лет через пять мы будем активно использовать биотопливо. Население почувствует экономическую и экологическую выгоду от применения альтернативных видов топлива. www.kommersant.ru |