Противопенные Противопенные присадки уменьшают склонность масла к пенообразованию. Добавление к маслу дисперсантов, детергентов и других поверхностно-активных веществ снижает поверхностное натяжение; высокая кратность циркуляции масла в двигателях и перепады давления при его истечении также способствуют пенообразования. Обычно используют тонко диспергированную в объёме масла силиконовую жидкость ПМС-200А (0,002 – 0,005 %). Присутствие в тонких плёнках масла, образующего пузырьки, капелек инородного нерастворимого вещества способствует разрыву пузырьков и уменьшению пенообразования. Депрессорные Депрессорные присадки понижают температуру застывания масла. Удаление из масла высокоплавких парафинов ухудшает его вязкостно-температурные свойства, поэтому, извлекают парафины с температурой застывания выше минус 10 – 15 0С, а требуемая температура застывания (минус 25 – 30 0С и ниже) достигается введением депрессоров. В качестве присадок применяют продукты полимеризации эфиров метакриловой кислоты и алкилирования фенола или нафталина хлорированным парафином. Механизм действия связан с изменением формы и размеров кристаллов парафинов, образующихся при охлаждении масла. В результате уменьшение площади взаимодействия твёрдой и жидкой фаз охлаждённое масло остаётся текучим до более низкой температуры. Вязкостные (или загущающие) Вязкостные (загущающие) присадки – высокомолекулярные полимеры, имеющие переменную растворимость в масле при разной температуре, благодаря чему они повышают вязкость масла и уменьшают изменения вязкости при изменении температуры. Вязкостные присадки меньше загущают базовое масло при низкой температуре, чем при высокой. В качестве присадок применяют полиизобутилены, полиметакрилаты, сополимеры стирола с диенами, сополимеры олефинов. Часто вязкостным присадкам придают антиокислительные, диспергирующие или депрессорные свойства, что позволяет снизить содержание в масле последних. Антифрикционные Модификаторы трения, или антифрикционные присадки, вводят в состав энергосберегающих моторных масел, обеспечивающих экономию топлива путём снижения трения и повышения КПД двигателей. Обычно используют твёрдые тонко диспергированные дисульфид молибдена, коллоидальный графит, политетрафторэтилен, ацетаты и бораты металлов, а также маслорастворимые эфиры жирных кислот и органические соединения молибдена. Механизм действия основан на адгезии твёрдых частиц на смазываемых поверхностях и образовании сплошного слоя с низким коэффициентом трения. Недостаток твёрдых модификаторов трения – возможность их выпадения в осадок и улавливание на масляных фильтрах. Маслорастворимый модификатор трения образует адсорбированный слой молекул на поверхностях деталей, при этом обращённый наружу молекулярный «ворс» - длинные радикалы – легко деформируется вдоль направления движения одной детали относительно другой. C анализом предложения присадок для смазочных масел на российском рынке можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «База данных по отечественным присадкам к моторным и трансмиссионным маслам». www.newchemistry.ru
|