В Европе имеется без малого 20 цехов по производству ЭТБЭ: LyondellBasell (Голландия, Франция), TotalFinaElf, Ouest ETBE, Nord ETBE (Франция), Repsol YPF (Испания), Oxeno, PCK (Германия), Nedalco, Sabic Europa (Голландия), Orlen (Польша), MOL (Венгрия). Самые крупные в Европе производства этого оксигената находятся на НПЗ Франции (Fos-sur-Mer Refinery, Exxon Mobil; 612 тыс. тонн/ год) и Германии (Mineralolrafinerie Karlsruche, Shell,Exxon Mobil, BP, Conoco; 163 тыс. тонн/год). В 2009 году производство топливного этанола в Германии составило около 900 тыс. тонн. Для производства 400 тыс. тонн ЭТБЭ было использовано 200 тыс. тонн этанола. Крупным производителем МТБЭ является Россия: только в структуре ОАО «Газпром» есть четыре завода, производящих этот оксигенат. Данные по мощностям российских предприятий-производителей МТБЭ представлены в таблице 5. Российское производство МТБЭ в 2006 году составило 695 тыс. тонн. В 2007 году спрос на этот продукт на внутреннем рынке РФ составлял 430 тыс. тонн, а в текущем году он предположительно будет составлять 480- 500 тыс. тонн. Безусловным лидером в выработке МТБЭ является Группа компаний «Титан». Входящее в состав Группы ЗАО «Экоойл» (г. Омск) ежегодно выпускает около 300 тыс. тонн данной добавки к топливам, что составляет почти 40% от суммарной выработки по стране в целом. На втором месте по производству МТБЭ находится ОАО «Каучук» (г. Волжский), которое в 2008 году произвело 135 тыс. тонн оксигената против 93,2 тыс. тонн в 2003 году. Согласно нашим расчетам, производство МТБЭ в России в 2009 году составило около 700 тыс. тонн, потребление для российского производства бензинов – около 500 тыс. тонн. Экспорт МТБЭ в 2009 году составил 200 тыс. тонн, из которых 75 тыс. тонн приходится на Украину. Заводы СИБУРа, в наибольших объемах нарастившие выпуск и экспорт МТБЭ в 2008 году, получили возможность эффективно использовать углеводородное сырье (бутилен-изобутиленовую фракцию), избыток которой образовался из-за падения конъюнктуры мирового рынка каучуков. В частности, «СИБУР-Химпром» нарастил выработку МТБЭ в полтора раза: с 2580 до 3500 тонн/месяц (данные за декабрь 2008 года). Однако в феврале нынешнего года ОАО «СИБУР Холдинг» и ОАО «Корпорация РОЭЛ» заключили договор купли-продажи 100% акций ОАО «Каучук», основным продуктом которого является MTБЭ. Ожидается, что в мае-июне все процедуры по сделке будут завершены. «Продажа актива соответствует нашей стратегии по выходу из непрофильных видов бизнеса и сокращению числа производственных площадок. Это позволит сосредоточить ресурсы компании на основных направлениях деятельности», – сказал в этой связи президент СИБУРа Дмитрий Конов. Из самых последних (2008-2009 гг.) проектов следует отметить создание мощностей по производству МТБЭ на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, входящем в состав корпорации «Роснефть». Их эксплуатация начнется предположительно в 2011 году. Новое производство будет выпускать 40 тыс. тонн оксигената в год. Далее, в феврале прошлого года на Заводе автомобильных бензинов, являющемся собственностью компании «ТАИФ-НК», в Нижнекамске (Татарстан) введены новые мощности по производству МТБЭ и МТАЭ, однако объем выпуска продукции не указывается. Казахстан первым среди азиатских стран СНГ начал производство МТБЭ в ноябре 2009 года. Мощности нового завода ТОО «Компания Нефтехим LTD» (г. Павлодар) позволяют выпускать 20 тыс. тонн продукта ежегодно. Очевидно, что в долгосрочной перспективе потенциал рынков Европы и стран СНГ для российского МТБЭ будет снижаться. В результате отечественные мощности придется переориентировать для внутреннего потребителя. В дальнейшем, по мере восстановления шинного рынка, связанного с ростом автомобилестроения, можно прогнозировать нарастающий дефицит бутилен-изобутиленовых фракций на российском рынке, что в свою очередь должно отразиться на структуре выпуска продуктов нефехимии и МТБЭ. Конъюнктура рынка МТБЭ зависит от трех основных факторов: – спрос на высокооктановые бензины со стороны транспорта; – ввод мощностей по производству высокооктановых компонентов (каталитического крекинга, алкилирования, изомеризации); – конкуренция на рынке добавок к топливу. Учитывая то, что в компонентном составе европейского бензина присутствует около 7% оксигенатных добавок, цена которых всегда выше цены бензина, соотношение цен на них является существенным экономическим показателем и носит название «коэффициент-фактор». В странах Европы используется коэффициент-фактор, который равен отношению цены МТБЭ и цены бензина 10 ppm (франко-борт судна в портах Северо-Западной Европы) (FOB NWE). Коэффициент-фактор по МТБЭ на протяжении прошлого года варьировался от 1,14 до 1,27. (см. таблицу 6). Данный коэффициент используют компании-производители бензинов и нефтехимические компании-производители МТБЭ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских котировок Platts. В настоящее время в Европе и мире не существует практики учета коэффициента-фактора между ценой ЭТБЭ и бензина 10 ppm. Вместе с тем, такой коэффициент был бы весьма актуален и имеет практическую ценность, поскольку профильные министры 27 стран-членов Евросоюза в Брюсселе достигли согласия касательно предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС (так называемый «План 20-20-20»). Исполнительная власть ЕС предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и на 20% снизить общие энергозатраты. Указанный план означает для стран Евросоюза постепенное уменьшение использования МТБЭ и переход на ЭТБЭ. Расчеты показывают, что предлагаемый авторами коэффициентфактор ЭТБЭ-бензин 10 ppm на протяжении последнего времени варьировался от 1,29 до 1,61 (см. таблицу 6). Вторым, очень важным, экономическим показателем для соотношения этанол – МТБЭ – нефть является расчет, сделанный EIA в 2001 году, согласно которому для замены 10 баррелей МТБЭ необходимо 9 баррелей этанола. Таким образом, чтобы заменить 212 тыс. баррелей/сутки МТБЭ, требуется 191 тыс. баррелей этанола, что эквивалентно замене 115 тыс. баррелей/сутки нефти. Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод: динамично развивающийся рынок добавок к бензину в самом ближайшем будущем окажет существенное влияние на топливный рынок Европы. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России». Конт. тел. + 99450 220 8542(Вагиф Мирзоев),+ 38 067 402 0377(Евгений Пущик), телфакс + 99412 448 4069 e-mail tural110@gmail.com tural110@mail.ru Skype etbe Вагиф Мирзоев, Евгений Пущик НПФ «Турал-110» www.newchemistry.ru |