По состоянию на 26 марта 2009 года, средние цены на этанол в США составляли 0,42 долл./литр, на бензин – 0,52 долл./литр. В Бразилии этот продукт тогда можно было приобрести в среднем за 0,373 долл./ литр, а бензин – за 0,85 долл./литр, в Европе (Роттердам) – этанол стоил 0,615 долл./литр, бензин – 1,66 долл./литр. По состоянию на 12 марта 2010 года, средние цены на этанол в США, как и годом, ранее, составляли – 0,42 долл./литр, а бензин подорожал в среднем до 0,74 долл./литр. В Бразилии С2Н5ОН продавали в среднем по 0,56 долл./литр, бензин – по 1,2 долл./литр. В Европе (Роттердам) средняя цена топливного этанола в этот день составляла 0,60 долл./литр, а бензина – 2,07 долл./литр. Фьючерсные u1087 партии топливного С2Н5ОН 12 марта в США котировались по 1,585 долларов за галлон (527,6 долл./м3). Краткие данные о крупнейших европейских производителях топливного этанола представлены в таблице 3. В Европе действует стандарт на бензин EN 228, который по своей сути и отражает спецификацию этанольных смесей Е5. В данное время ЕN 228 проходит ревизию в части повышения содержания этанола в смесях от Е5 до Е10. С 2007 года стандарт Е85 официально действует в Австрии и Франции, с 2008 года – в Германии, и в ближайшем будущем ожидается его принятие на всей территории государств ЕС. Кроме общеевропейских эталонов, в странах ЕС действуют внутренние стандарты на этанольные топлива, качество которых не может быть ниже качества, установленного общеевропейскими нормативными документами. Поскольку этанол используется как добавка к бензинам (Е5, Е10, Е85) или как сырьевой компонент для производства ЭТБЭ – высокооктановой добавки к бензинам, для более полного понимания технологии производства бензинов приведем примеры их компаундирования в некоторых странах мира. По состоянию на 1 января 2008 года, в мире работало 680 НПЗ общей мощностью 4267,6 млн тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки Северной Америки (149 НПЗ в США) и Европы (135 НПЗ в ЕС). Компонентный состав американского бензинового фонда (реформулированный бензин) в начале 2007 года был таким: бензин каталитического крекинга – 34%, бензин риформинга – 28%, алкилат – 12%, изомеризат – 4%, добавки (этанол, ЭТБЭ, МТБЭ и др.) – 15%, прочие – 7%. Компонентный состав европейского бензина включал в себя продукт каталитического крекинга – 30%, бензин риформинга – 50%, алкилат – 5%, изомеризат – 8%, добавки (этанол, ЭТБЭ, МТБЭ, МТАЭ и др.) – 7%. Если рассматривать европейские НПЗ, то наиболее удачный компонентный состав бензинов достигнут в Германии: продукт каталитического крекинга и риформат – 73,4%, алкилат – 5,1%, изомеризат – 16,2%, добавки (этанол, ЭТБЭ, МТБЭ, МТАЭ и др.) – 5,3%. НПЗ Италии в 2008 году произвели 20 млн тонн бензина, для производства которого кроме бензинов каталитического крекинга и каталитического риформинга было использовано 2,888 млн тонн изомеризата, 1,718 млн тонн алкилата, 237 тыс. тонн МТБЭ, 200 тыс. тонн ЭТБЭ и 237 тыс. тонн МТАЭ. Для производства эфиров наиболее распространенными в мире являются технологии Phillips Pertroleum, ARCO Chemical Technology, CD Tech, Ethermax. По состоянию на январь 2004 года, в США действовало 47 установок по производству МТБЭ, в Европе – 47, в странах Ближнего и Среднего Востока – 11, в Азии – 45, в Латинской Америке – 23, в Канаде – 1. Средний коэффициент использования мощностей тогда составлял 83,5%. В США собственное производство МТБЭ имели 33 НПЗ, которые покрывали половину спроса на этот оксигенат. В 2001 году здесь был зарегистрирован пик спроса на МТБЭ – 13,3 млн тонн, пот ребление МТБЭ в Европе в то время составляло 4,2 млн тонн. В США, начиная с 2006 года, действует запрет на применение МТБЭ для производства бензинов (Закон S.2962). В 2009 году в стране было выпущено 2,36 млн тонн МТБЭ, весь объем которого был экспортирован в Мексику, Венесуэлу, Чили и другие государства. Согласно исследованию Академии конъюнктуры промышленных рынков, мощности по производству МТБЭ в Европе (включая Украину) в настоящее время составляют почти 2,8 млн тонн, однако новые мощности в последнее время не вводились, а их загрузка снижается, что во многом связано с ростом использования ЭТБЭ. Что касается ЭТБЭ, то мощности по производству этого оксигената достигли в 2006 году примерно 2,26 млн тонн (для сравнения: в 2000 году они составляли 0,35 млн тонн). Мощности по производству МТАЭ оцениваются в 0,5 млн тонн (0,28 млн тонн в 2000 году). В таблице 4 представлены данные по объемам и расположению мощностей по данным типам эфиров в Европе. Наибольшие мощности по МТБЭ сосредоточены в Голландии (LyondellBasell), Франции (Exxon), а по ЭТБЭ – во Франции (Total), Испании (Repsol YPE) и Германии (PCK). МТАЭ производят в трех странах – Германии (PCK), Италии (Saras) и Финляндии (Neste Oil). Несмотря на то, что доля МТБЭ в совокупном использовании в Европе снижается, эта высокооктановая добавка остается в настоящее время наиболее распространенной. Наибольшие мощности по ее производству расположены в Голландии, Германии и Великобритании. На эти три страны приходится более половины от совокупных европейских мощностей по производству данной добавки. Крупные мощности находятся также в Бельгии (Exxon Mobil Antwerp Refinery, Total Antwerp Refinery), Румынии (Petrotel Lukoil Ploiesti Refinery, RAFO Onesti Refinery, Arpechim Pitesti Refinery) и Италии (Raffineria di Gela, Raffineria di Milazzo, ERG Raffinerie Mediterranee ISAB, Priolo, Eni Division of Refining & Marketing, Sannazzaro).
|