Развитие рынка ГФС в США США – являются крупнейшими в мире производителями и потребителями глюкозно-фруктозных сиропов. В период с 1975-1985 гг. глюкозно-фруктозные сиропы стали активно проникать в производство продуктов питания и безалкогольных напитков и за 10 лет фактически завоевали американский рынок подсластителей. Причиной, по которой производители продуктов стали заменять сахар фруктозными сиропами, стала новая система тарифов и сахарных квот, введенная в 1977 г. Новые квоты повлекли за собой значительный рост цен на импортный сахар, что и вынудило предприятия пищевой индустрии искать более дешевую альтернативу. Такой альтернативой стал глюкозно-фруктозный кукурузный сироп. Цены на кукурузу, основную сельскохозяйственную культуру США, традиционно низкие. Кроме того, кукурузная отрасль страны всегда субсидировалась государством. Таким образом, за счет более низкой стоимости ГФС стремительно распространились среди производителей продуктов питания и напитков. Одними из первых на ГФС перешли такие национальные гиганты пищевой индустрии, как «Coca-Cola» и «Pepsi». Динамика уровня потребления сахара и ГФС в США в 1970-2005 гг., кг./душу населения (по сухому веществу) Источник: ERS Food Availability data По состоянию на 2008 год объем рынка США оценивается приблизительно в 7,5 млн. тонн. Динамика объемов потребления с 2000 года с оценкой на 2009 год представлена на диаграмме: Пик потребления ГФС пришелся на 2002 г., затем наблюдалось устойчивое падение. За шесть последних лет объем рынка снизился почти на 10%. Динамика потребления ГФС в 2000-2009 гг. в США, млн. тонн (по сухому веществу) Источник: McKeany-Flavell Начиная с 2003-2004 гг. потребление ГФС в США стало падать. Растущее ожирение нации стали связывать с увеличением потребления высокофруктозных сиропов. Исследования показали, что употребление большого количества фруктозы приводит к сильному увеличению уровня мочевой кислоты в организме, что подавляет способность инсулина регулировать использование и накопление клетками углеводов и других питательных веществ. В свою очередь это способствует развитию ожирения, метаболического синдрома и диабета 2 типа. В 2005 году впервые роль мочевой кислоты в развитии этих патологий продемонстрирована в экспериментах на крысах. Кроме того, химический состав высокофруктозного сиропа способствует усилению аппетита и, следовательно, перееданию. В течение ряда лет кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы рассматривался как одна из основных причин избыточного веса американцев. Вместе с тем, сегодня ученые не считают употребление фруктозы единственной и главной причиной эпидемии ожирения, в которой виноваты также слишком высокая калорийность пищи, слишком большое количество низкосортного «фаст-фуда» и продуктов с высоким содержанием жира. Согласно последним пяти проведенным исследованиям, опубликованным в журнале «Clinical Nutrition», рост потребления кукурузного сиропа не связан с эпидемией ожирения. Было доказано, что потребление больших количеств кукурузного сиропа с большим содержанием фруктозы оказывает аналогичное действие, как и употребление обычного сахара. В 2006 году «Center for Science in the Public Interest» (CSPI) подал иск против компании «Cadbury Schweppes» за надпись на банке газированного напитка «100% Natural». CSPI заявил, что ГФС не может считаться натуральным ингредиентом хотя бы потому, что при его производстве используется, как минимум, один модифицированный фермент. В 2007 году «Cadbury Schweppes» согласилась с претензией и перестала писать на продукции «100% Natural». В сентябре 2008 года «Corn Refiners Association» запустила агрессивную телевизионную рекламу, призванную «реанимировать» глюкозно-фруктозные сиропы в глазах потребителей, в которой заявляла, что ГФС сделан из кукурузы и является абсолютно натуральным продуктом. Но, несмотря на это, пока производители продуктов питания и рестораны быстрого обслуживания в стремлении привлечь напуганного потребителя вновь возвращаются к сахару. Обогащенный фруктозой сироп потерял уникальность и новизну в глазах производителя, характерную на заре его использования, в 1970-х. И все большее количество производителей стремятся исключить кукурузный сироп из своих рецептур. На снижение потребления ГФС оказало влияние и изменение структуры потребления безалкогольных напитков – крупнейшего потребительского сегмента для глюкозно-фруктозных сиропов (диаграмма 2.6.). Начиная с 2005 года, стали набирать популярность диетические безкалорийные напитки, пришедшие на смену газированным водам. В качестве подсластителей производители диетических напитков расширили использование сахарных спиртов и искусственных сахарозаменителей, сократив опять же потребление фруктозных сиропов.
|