В среднем российские производители аммиака тратят на производство одной тонны около 1.2 тыс. м3 газа, что на треть выше среднеевропейского уровня. Однако, за счет разницы в ценах на газ, прямые затраты на тонну аммиака и, соответственно, карбамида у российский производителей в 2 – 3 раза меньше европейских. Между тем, специалисты прогнозируют, что после 2011 года Россия уже не будет относиться к числу стран с относительно дешевым газом, и российские экспортеры лишаться своего главного конкурентного преимущества. Связано это будет с программой либерализации внутренних цен на газ. Газпром» намерен с 2011 года поднять цену на газ для российских промышленных потребителей до мировой рыночной цены. В первом квартале 2009 текущего года средняя цена природного газа в России для промышленных потребителей составляла 1700 рублей за 1 тыс. кубометров, в то время как для Европы – около 13 тыс. рублей (383 доллара). Если вычесть из последней примерную стоимость транзита в Европу, то она будет составлять примерно около 9 тыс. рублей. То есть подтягивание российской цены к рыночной будет означать её взлёт более чем в пять раз. Это, безусловно, скажется на конкурентоспособности российских производителей азотных удобрений, преимущества которой существенно уменьшатся. Немаловажным фактором, влияющим на конкурентоспособность азотных удобрений, является транспортная составляющая. Поскольку промышленность минеральных удобрений бывшего СССР в основном создавалась в 60-80 гг. и была предназначена для удовлетворения внутреннего рынка, а не экспорта, все российские азотные предприятия сосредоточены вблизи регионов потребления, т.е. внутри страны и далеко от побережья. В результате транспортная составляющая в общих издержках экспортера в порте составляет от 35 до 75%. В связи с этим, рост тарифов на железнодорожные перевозки также оказывает негативное влияние на ситуацию. В ближайшие годы цены на железнодорожные тарифы будут расти, вслед за увеличением тарифов на электроэнергии, которые по заявлениям РАО «ЕЭС» возрастут к 2010-2011 гг. более чем на 50%. Предприятия предпринимают шаги к оптимизации транспортировки своей продукции. К настоящему времени большинство крупных производителей удобрений уже обзавелись собственным вагонным парком и портовыми терминалами, так что сейчас они целиком контролируют доставку до погрузки в трюм. В дальнейшем производители, возможно, перейдут ко второму этапу развития транспортного бизнеса - установлению контроля над морскими перевозками и созданию собственной инфраструктуры в порту страны-импортера (успешным примером уже может служить опыт, например, МХК «Еврохим»). Альтернативным вариантом транспортировки является речной транспорт. Он является несколько более выгодным вариантом по сравнению с железнодорожными перевозками. Его широко используют «ТОАЗ» и «Куйбышевазот», большая часть экспортных отгрузок этих предприятий идет по пути река-море (по Волге). Но на использование барж накладывает ограничение два фактора: во-первых, наличие выхода к речной транспортной артерии производителя, а также климатические особенности России, которые не позволяют использовать этот вид транспорта круглогодично. Серьезным конкурентом для российских производителей азотных удобрений становятся так называемые новые производители из Венесуэлы, государств Ближнего Востока и Северной Африки и некоторые другие. Они используют то же преимущество, которое в начале 90-х помогло выйти на мировой рынок российским производителям, - крайне низкую стоимость природного газа и нефти, а сверх того обладают еще одним - находятся в припортовых районах, что избавляет экспортные поставки от расходов на внутренний транспорт. В результате, если в 90-е годы российские производители определяли минимальную цену рынка, то сейчас на ценовых минимумах способны работать только страны Персидского залива и Северной Африки. За последние годы экспорт азотсодержащих удобрений и сырья для их производства из этих регионов вырос в разы, не менее внушительны планы по созданию новых мощностей. В любом случае, положение российских производителей будет зависеть от конъюнктуры мирового рыка. Мировой рынок азотных удобрений при общей тенденции к повышению цен во времени характеризуется цикличностью конъюнктуры. Высокая конъюнктура сменяется низкой с периодичностью 5-7 лет. Исходя из представленного ранее прогноза, мировые цены в ближайшие пять лет будут изменяться в районе 280-400$/тонна в зависимости от года и сезона. При этом среднегодовые колебания будут менее ярко выражены. При существующих темпах ввода новых мощностей существует риск превышения предложения над спросом, что ведет к снижению мировых цен к конкурентным, на уровне предельных издержек производства. В этом случае даже частичное повышение цен на природный газ ведет к потере российских производителей позиций на рынке, так как страны Ближнего Востока и Центральной Америки будут иметь неоспоримое преимущество в виде низких цен на газ и минимальных издержек на транспортировку к портам. Мы все же не склонны ожидать резкого падения цен на азотные удобрения даже в среднесрочной перспективе по причинам, описанным в соответствующих разделах. Кроме того, в ожидании роста издержек, предприятия принимают меры к снижению ресурсо- и энергоемкости производства. Российские производители, как уже было сказано выше, имеют более высокую норму потребления газа и энергоемкость, а также более низкую производительность труда (из-за избыточного количества персонала). В связи с этим в последние годы производители азотных удобрений активно реализуют про¬грамму модернизации, направленную на увеличение выработки продукции, сокращение энергоемкости и расхода природного газа на производство основного сырья, а также оптимизируют численность трудовых ресурсов (в основном за счет реструктуризации). Кроме того, для снижения себестоимости потребления электроэнергии многие производителей вводят собственные энергетические мощности.
|