новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Исследование рынка резиновых спортивных товаров в России
Исследование рынка медболов в России
Рынок порошковых красок в России
Рынок минеральной ваты в России
Рынок СБС-каучуков в России
Рынок подгузников и пеленок для животных в России
Рынок впитывающих пеленок в России
Анализ рынка преформ 19-литров в России
Исследование рынка маннита в России
Анализ рынка хлорида кальция в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Мнения, оценки

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОСТИ НА РЫНКЕ АММИАЧНО-НИТРАТНЫХ УДОБРЕНИЙ

В среднем российские производители аммиака тратят на производство одной тонны около 1.2 тыс. м3 газа, что на треть выше среднеевропейского уровня. Однако, за счет разницы в ценах на газ, прямые затраты на тонну аммиака и, соответственно, карбамида у российский производителей в 2 – 3 раза меньше европейских.

Между тем, специалисты прогнозируют, что после 2011 года Россия уже не будет относиться к числу стран с относительно дешевым газом, и российские экспортеры лишаться своего главного конкурентного преимущества. Связано это будет с программой либерализации внутренних цен на газ. Газпром» намерен с 2011 года поднять цену на газ для российских промышленных потребителей до мировой рыночной цены.

В первом квартале 2009 текущего года средняя цена природного газа в России для промышленных потребителей составляла 1700 рублей за 1 тыс. кубометров, в то время как для Европы – около 13 тыс. рублей (383 доллара). Если вычесть из последней примерную стоимость транзита в Европу, то она будет составлять примерно около 9 тыс. рублей. То есть подтягивание российской цены к рыночной будет означать её взлёт более чем в пять раз. Это, безусловно, скажется на конкурентоспособности российских производителей азотных удобрений, преимущества которой существенно уменьшатся.

Немаловажным фактором, влияющим на конкурентоспособность азотных удобрений, является транспортная составляющая. Поскольку промышленность минеральных удобрений бывшего СССР в основном создавалась в 60-80 гг. и была предназначена для удовлетворения внутреннего рынка, а не экспорта, все российские азотные предприятия сосредоточены вблизи регионов потребления, т.е. внутри страны и далеко от побережья. В результате транспортная составляющая в общих издержках экспортера в порте составляет от 35 до 75%.  В связи с этим, рост тарифов на железнодорожные перевозки также оказывает негативное влияние на ситуацию.  В ближайшие годы цены на железнодорожные тарифы будут расти, вслед за увеличением тарифов на электроэнергии, которые по заявлениям РАО «ЕЭС» возрастут к 2010-2011 гг. более чем на 50%.

Предприятия предпринимают шаги к оптимизации транспортировки своей продукции. К настоящему времени большинство крупных производителей удобрений уже обзавелись собственным вагонным парком и портовыми терминалами, так что сейчас они целиком контролируют доставку до погрузки в трюм. В дальнейшем производители, возможно, перейдут ко второму этапу развития транспортного бизнеса - установлению контроля над морскими перевозками и созданию собственной инфраструктуры в порту страны-импортера (успешным примером уже может служить опыт, например, МХК «Еврохим»).

Альтернативным вариантом транспортировки является речной транспорт. Он является несколько более выгодным вариантом по сравнению с железнодорожными перевозками. Его широко используют «ТОАЗ» и «Куйбышевазот», большая часть экспортных отгрузок этих предприятий идет по пути река-море (по Волге). Но на использование барж накладывает ограничение два фактора: во-первых, наличие выхода к речной транспортной артерии производителя, а также климатические особенности России, которые не позволяют использовать этот вид транспорта круглогодично. 

Серьезным конкурентом для российских производителей азотных удобрений становятся так называемые новые производители из Венесуэлы, государств Ближнего Востока и Северной Африки и некоторые другие. Они используют то же преимущество, которое в начале 90-х помогло выйти на мировой рынок российским производителям, - крайне низкую стоимость природного газа и нефти, а сверх того обладают еще одним - находятся в припортовых районах, что избавляет экспортные поставки от расходов на внутренний транспорт. В результате, если в 90-е годы российские производители определяли минимальную цену рынка, то сейчас на ценовых минимумах способны работать только страны Персидского залива и Северной Африки. За последние годы экспорт азотсодержащих удобрений и сырья для их производства из этих регионов вырос в разы, не менее внушительны планы по созданию новых мощностей.

В любом случае, положение российских производителей будет зависеть от конъюнктуры мирового рыка. Мировой рынок азотных удобрений при общей тенденции к повышению цен во времени характеризуется цикличностью конъюнктуры. Высокая конъюнктура сменяется низкой с периодичностью 5-7 лет. Исходя из представленного ранее прогноза, мировые цены в ближайшие пять лет будут изменяться в районе 280-400$/тонна в зависимости от года и сезона. При этом среднегодовые колебания будут менее ярко выражены. При существующих темпах ввода новых мощностей существует риск превышения предложения над спросом, что ведет к снижению мировых цен к конкурентным, на уровне предельных издержек производства. В этом случае даже частичное повышение цен на природный газ ведет к потере российских производителей позиций на рынке, так как страны Ближнего Востока и Центральной Америки будут иметь неоспоримое преимущество в виде низких цен на газ и минимальных издержек на транспортировку к портам. Мы все же не склонны ожидать резкого падения цен на азотные удобрения даже в среднесрочной перспективе по причинам, описанным в соответствующих разделах.

Кроме того, в ожидании роста издержек, предприятия принимают меры к снижению ресурсо- и энергоемкости производства. Российские производители, как уже было сказано выше, имеют более высокую норму потребления газа и энергоемкость, а также более низкую производительность труда (из-за избыточного количества персонала). В связи с этим в последние годы производители азотных удобрений активно реализуют про¬грамму модернизации, направленную на увеличение выработки продукции, сокращение энергоемкости и расхода природного газа на производство основного сырья, а также оптимизируют численность трудовых ресурсов (в основном за счет реструктуризации). Кроме того, для снижения себестоимости потребления электроэнергии многие производителей вводят собственные энергетические мощности.

1 | 2 | 3
Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное
Статьи по теме

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

РЫНОК ПРОДУКЦИИ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПШЕНИЦЫ ВЫРОС В 2021 ГОДУ НА 22%
ПРОИЗВОДСТВО МЕТАЛЛОПРОКАТА С ПОКРЫТИЕМ В РОССИИ
ПРОИЗВОДСТВО ОДНОРАЗОВЫХ ШПРИЦЕВ В РОССИИ
СПРОС НА ЗУБНЫЕ ИМПЛАНТЫ В РОССИИ
Производство инфузионных растворов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПВХ ТРУБ В РОССИИ
Производство антифризов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ЛИТЫХ ДИСКОВ В 2018 ГОДУ
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
Производство арматуры выросло в 2018 году
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА IQ-CHem.
НОВЫЙ НПЗ на АМУРЕ
НЕПСКОЕ КАЛИЙНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ: новые возможности
МЕТАНОЛЬНЫЙ ЗАВОД В ЯКУТИИ
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: получение диоксида титана
ПРОИЗВОДСТВО СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ В ВОРОНЕЖЕ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО CO2
РЫНОК ПОДШИПНИКОВ: ШЭФФЛЕР ПОСТРОИТ ЗАВОД В РОССИИ
MATHESON БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ "ГАЗПРОМА"
НОВЫЙ ЦЕМЕНТНЫЙ ЗАВОД В НОВОРОССИЙСКЕ
МОДЕРНИЗАЦИЯ РЯЗАНСКОГО НПЗ
УКРАИНСКИЙ РЫНОК ПЕСТИЦИДОВ
ТОМСКИЙ НПЗ ГОТОВИТ 3-Ю ОЧЕРЕДЬ
РЫНОК АНИЛИНА: планы «Пигмента»
В ЯКУТИИ ПОСТРОЯТ ТРИ СОЛНЕЧНЫЕ СТАНЦИИ
НОВЫЙ ЖБИ-ЗАВОД
СИБУР УВЕЛИЧИЛ ВЫРАБОТКУ ШФЛУ
В РОССИИ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬ Е471
ПРОИЗВОДСТВО КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ В РОССИИ
НОВЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ЗАВОД
ТРЕТИЙ ЗАВОД «ФАРМАСИНТЕЗА»
ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТ И ЭКСПОРТ МТБЭ
ГАЗПРОМ ПОСТРОИТ ГХК ПО ВЫДЕЛЕНИЮ ГЕЛИЯ
ЗАПУЩЕН КРУПНЕЙШИЙ в РОССИИ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: производство газобетона на Сахалине
НАЧАЛОСЬ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЯРНПЗ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ
LINDE БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ «ГАЗПРОМА»
ГАЛОПОЛИМЕР на РЫНКЕ ПЛАВИКОВОГО ШПАТА
КТО ВОЗЬМЕТ "ГРОДНО АЗОТ"?
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ШПОНА
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ГИПСОВЫХ ВЯЖУЩИХ
AIR LIQUIDE ЗАПУСТИЛО ПРОИЗВОДСТВО В ЧЕРЕПОВЕЦКЕ
О СИТУАЦИИ на «НИТОЛЕ»

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved