К пластомерам, используемым в мире для модификации дорожного битума, относятся в первую очередь сополимеры этилена и винилацетата (EVA), а также реактивные полимеры – терполимеры этилена, буталакрилата и глицидилмеакрилата (RET). Полиолефины могут быть использованы для модификации асфальта, однако, обычно они применяются в сегменте кровельного битума с целью повышения характеристик водонепроницаемости. Поставками пластомера EVA на мировом рынке занимается множество производителей, не обладающие ярко выраженным лидерством. Среди наиболее известных можно выделить компанию «Arkema», предлагающую на рынок полимерных битумных модификаторов серию продуктов марки Evatane. Свойства марок EVA серии Evatane Марка | Содержание винил-ацетата, % | Вязкость расплава (grams/10 min @ 200C, 5 kg) | Точка плавления, С | Vicat Point (°C) | Ring and Ball, T | Прочность на разрыв (МПА) | Относительное удлинение, % | Твердость (по Шору А) | Плотность, гр/куб.см. | 18-150 | 17-19 | 135-175 | 81 | 41 | 95 | 7 | 600-900 | 84 | 0,93 | 18-500 | 17-19 | 450-550 | 78 | <40 | 88 | 4 | 600-900 | 80 | 0,93 | 20-20 | 19-21 | 17-23 | 82 | 47 | 127 | 14 | 600-900 | 82 | 0,94 | 24-03 | 23-25 | 2,5-3,5 | 80 | 46 | 183 | 27 | 600-900 | 83 | 0,94 |
Источник: по данным компании «Arkema» Мировым лидером в производстве RET выступает компания «Dupont». Elvaloy® RET – первый полимер, разработанный Dupont специально для модификации асфальта. Введение небольшого количества Elvaloy в исходный битум придает ему свойства эластичности и приводит к увеличению температуры размягчения битумного вяжущего, также существенно растет когезия и повышается сцепление с гранитной крошкой. В отличие от СБС полимеров, которые физически диспергируются в битуме, Elvaloy ® вступает в химическую реакцию с битумом. После модификации битума полимером Elvaloy ® не происходит расслаивания, благодаря чему возможно длительное хранение и транспортировка битума. Сравнительная характеристика показателей Elvaloy и других асфальтовых модификаторов Показатель | SBS/SB | SBR/latex | EVA | PE | Elvaloy RET | Elvaloy AC | Восстановление формы (упругость) | 5 | 5 | 2 | 1 | 4,7 | 3 | Проникновение | -3 | -2 | -3 | -3 | -3 | -3 | Темп.размягчения | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | Вязкость | 4 | 2 | 3 | 3 | 3,2 | 3 | Пластичность | 2 | 5 | -4 | -5 | -4 | -4 | Сопротивление старению | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 3 | | | | | | | | Колееобразование | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | Усталость материала | 4 | 4 | 2 | 2 | 5 | 3 | Низкая температура | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 3 |
• Улучшает значительно -5 • Нет эффекта – 0 • Ухудшает значительно - -5 Источник: по данным компании «DuPont» Для модификации порядка 70% дорожных битумов в мире применяются полимеры (эластомеры и термопласты), в свою очередь более 50% в применяемых полимерах приходится на сополимеры стирола. Наиболее часто применяемым термопластом является Этилен-винил-ацетат. Среди революционных продуктов, которые не имеют аналогов необходимо выделить Elvaloy от DuPont. В отличие от диспергирующихся в битуме SBC, Elvaloy вступает с ним в реакцию, образуя пространственную трехмерную решетку. В перспективе Elvaloy увеличит свою долю рынка модификации битумов. Основными соображениями, определяющими выбор того или иного модификатора, являются экономические, гораздо меньшую роль играют соображения охраны окружающей среды и защиты экологии. Однако с течением времени и обострением экологической проблемы возможно появление и переход на недорогие модификаторов из различных отходов. Ярким примером является стабилизатор ЩМАС от литовской фирмы Antrocelas на основе волокон из отходов. С анализом российского рынка теплоизоляции Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок стабилизаторов щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей в России». www.newchemistry.ru
|