- Это 2011 год? - Может быть, и позже. Несколько лет ЭП-60 еще проработает, но в перспективе рассчитывать на эту установку, конечно, нельзя. Во-первых, она просто старая, во-вторых, уже неконкурентна. Мы пока умудряемся «выжимать» из нее рентабельность, но это очень энергоемкое производство. Электроэнергия, газ стремительно дорожают, и желательно построить нечто более современное до того, как ЭП станет нерентабельной. - Завод второй год подряд признается самым энергоэффективным предприятием на Западном Урале, однако на оперативках вы постоянно говорите о том, что энергоэффективность предприятия недостаточно высока… - Звание самого энергоэффективного предприятия региона мы заработали не случайно. Однако если сравнивать с современным западным производством, мы, конечно, крайне неэффективны. Энергетика дорожает, опережая инфляцию. Мы неспроста с самого начала взялись за это направление: десятки нововведений ориентированы на сокращение использования тепловой энергии, а значит, на уменьшение использования природного газа, так как тепловую энергию мы вырабатываем сами, сжигая природный газ, который покупаем. - Какие перспективы есть для экономии в сфере энергетики? - Их несет в себе совершенствование технологии и местные внедрения, которые позволяют экономить. Перспективно с точки зрения экономии и закупленное на ПБС оборудование. Его нужно устанавливать, и оно также поможет сократить повседневные расходы. - Эти мероприятия будут проводиться в 2009 году? - Мероприятия проводятся каждый день. Какие-то запланированы на летний остановочный ремонт…Деятельность в этом направлении мы планируем, несмотря на кризис. Однако средства очень ограничены. у завода четыре основные статьи затрат: природный газ, электроэнергия, ремонты и зарплата сотрудников. Но если последнюю статью мы сокращать не намерены, более того, зарплата, по моему мнению, как важный инструмент мотивации сотрудников, должна только расти, то остальные три надо уменьшать или эффективнее ими пользоваться. Хотя тут важно разбираться в деталях: если тот же ремонт даст в дальнейшем экономию природного газа или электричества, он оправдан и в кризис. - Вы считаете себя бизнесменом или производственником? - Я не считаю себя бизнесменом (хотя во время работы в «Итере» мне приходилось торговать нефтью, бензином и сжиженными газами). Я все-таки производственник. Впрочем, заводы сейчас и бизнесом-то не занимаются. Мы вырабатываем продукцию, а продает ее головная компания. Наш бизнес ограничен небольшими объемами кислоты и продажей некоторых наименований продукции мелким потребителям нашего края. Эти операции мы, по договоренности с головной компанией, проводим сами, так как потребители расположены рядом с нами и покупают мелкими партиями. Вообще, по-моему, директор завода не должен быть бизнесменом. Кто же тогда будет заниматься производством, коллективом? - Какую долю «Сибур-Химпром» занимает в химической отрасли России? - На российском уровне мы являемся лидерами по производству 2-этилгексанола, бутиловых спиртов и крупным производителем стирола. Если говорить о величине завода, то мы не относимся к гигантам. Есть комбинаты крупнее нас - «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез»… Но в СИБУРе, особенно сейчас, когда эффективность завода позволяет нам конкурировать уже с крупными заводами компании, руководство холдинга относит нас к ведущим заводам. И хотя по численности мы раза в три меньше «Сибур-Нефтехима» и «Томск-Нефтехима», нам удается получать ту же самую прибыль. - Средний возраст сотрудников «Сибур-Химпрома» сегодня 39,6 года. О чем говорит эта цифра? - В первую очередь о перспективе. У нас много молодежи, которую приглашают на другие заводы холдинга, в головную компанию. Естественно, с ростом должности. у нас перспективный кадровый состав не только для нашего завода, но и для холдинга и других его заводов. чтобы выросли хорошие специалисты, нужно много лет, а если нужно поддержать какой-то завод срочно, в рамках холдинга действует такое правило - можно приглашать их с любого предприятия. поскольку я тоже заинтересован в эффективности всего холдинга, я этому не противодействую. - Каковы перспективы развития отрасли на ближайшие пять лет? - Отрасль, конечно же, будет выходить из кризиса. Не очень стремительно, но, думаю, подъем какой-то будет. Может быть, он затянется на пару лет. Без нефтехимии жизнь вообще сложно представить, поэтому она существовала и будет существовать. Главное - не оказаться в хвосте, а возглавить этот подъем. Во время этого кризиса самые неэффективные производства либо будут остановлены, либо поменяют собственников. Нам, я считаю, это не грозит. По эффективности, несмотря на старое оборудование, мы весьма хорошо выглядим, и акционерами головной компании мы, я думаю, рассматриваемся в будущем СИБУРа однозначно. - У «Сибур-Химпрома» есть конкуренты? - Мы конкурируем с разными предприятиями России по всей номенклатуре продукции. В данный момент мы не можем поднимать цены на продукцию, но можем снижать ее себестоимость, чем и занимаемся. Конкуренты завода по бутиловым спиртам - «Салаватнефтеоргсинтез» и Ангарская нефтехимическая компания, по стиролу - «Салаватнефтеоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим» и Ангарская нефтехимическая компания. - Будет ли в ближайшее время передел рынка, на котором работает «Сибур-Химпром»? - Серьезного передела по тем продуктам, которые мы производим, в России не будет. - Интересно, что пермский ЛУКОЙЛ не является конкурентом «Сибур-Химпрома», однако некая конкуренция ощущается... - С ЛУКОЙЛом мы конкурируем в кадровом плане, по уровню заработной платы, чтобы наши работники не уходили на соседнее производство… Но сейчас мы имеем практически такую же заработную плату, как у них. Наталья Стерледева корпоративная газета «ЗАО Сибур - Химпром»
|