Анна Дычева-Смирнова, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации считает, что в сегменте жидкого мыла российские производители демонстрируют устойчивые позиции. Например, "Красная линия" построила на нем весь свой бизнес. "Сегмент жидкого мыла растет. Особенно большой популярностью пользуются антибактериальное мыло и мыло с разными отдушками", – говорит она. В ближайшее время делать ставку на клининг не имеет смысла. "Во время кризиса клининг не будет пользоваться спросом, заказы на специальные чистящие средства упадут до минимума", – прогнозирует Шустерняк. У "Аквалона" есть возможность расширить контрактное производство (сейчас оно составляет 3%). Однако концентрироваться только на этом направлении, тем более останавливаться на частных марках для торговых сетей, Голубев не намерен, поскольку в этом случае производитель попадает под жесткий контроль заказчика и может выжить только за счет максимального снижения издержек. "Если "Аквалон" хочет развиваться, то контрактное производство – не лучший способ завоевания рынка, – соглашается Марина Самохвалова. – Но в условиях кризиса мелкие игроки окажутся в самых невыгодных условиях из-за отсутствия оборотных средств, а контракты помогут выжить в сложном положении". Синергетический эффект Экономический кризис пока не сказался на деятельности "Аквалона", который развивается в основном за счет собственных средств. Голубев считает, что многие перекредитованные компании будут испытывать трудности. "Две-три даже закроются до конца года. Мы готовы купить еще кого-нибудь", – говорит он. "Небольших игроков будут скупать более успешные конкуренты, причем со значительным дисконтом к докризисным уровням цен. Активную роль в этом процессе могут сыграть иностранные операторы, как уже присутствующие в России, так и только вынашивающие подобные планы", – говорит Максим Клягин, аналитик "Финам Менеджмент". Так или иначе, но в условиях кризиса перед "Аквалоном" остро встанет проблема реализации товара. Дистрибьюторы будут мучиться от нехватки оборотных средств, а торговые сети – замораживать выплаты поставщикам. Сегодня 85% продукции "Аквалон" продает через оптовиков. "Вход в супермаркет стоит 40 000 рублей, а в гипермаркет — 150 000 – 300 000 рублей, – поясняет Алексей Бычковский, директор по работе с розницей ГК "Аквалон". – Сеть требует оплатить порядка 100 евро в год с позиции на один магазин. Плюс 5 – 7% в конце года от оборота в качестве ретро-бонуса, скидку 2% за брак". Он оценивает общую сумму бонуса в 20% от цены товара. Внести его нужно по факту отгрузки. Платить за вход или годовое присутствие нужно в начале года. Ситуация в ближайшее время обострится. "Розница, которая развивается за счет кредитов, будет требовать увеличения товарного кредита поставщиков и растягивать срок выплаты денег. "Аквалону" придется в два-три раза увеличить объем оборотных средств, значит, понадобятся очень подорожавшие кредиты", – утверждает Дмитрий Шустерняк. "Мы уже разослали поставщикам письма с уведомлением об увеличении отсрочки платежа с 45 до 60 дней. Но возможности производителей тоже не безграничны. Однако во время кризиса мелкие поставщики находятся даже в более выигрышном положении, чем крупные. Они не пропадут, а станут вновь продавать товар через открытые рынки, откуда и начинали свои продажи", – отмечает Дмитрий Потапенко. "В перспективе, при условии достижения определенной доли рынка, высокой степени узнаваемости брендов акционеры "Аквалон" могут получить предложение от конкурентов о продаже бизнеса", – считает Максим Клягин. Марина Самохвалова не исключает, что "Аквалон" может заинтересовать западных игроков в случае, если будет выходить в новые ниши. "Сейчас у компании нет маркетинговой политики, а без рекламы невозможно сформировать лояльность широкого круга потребителей. Поэтому компании будет сложно увеличить спрос на свою продукцию. Если на рекламу нет средств, стоит больше внимания уделить работе с конечным потребителем", – говорит она. www.ko.ru |