Производители бытовой химии скоро будут вынуждены вернуться на открытые рынки Мелкие отечественные производители чистящих и моющих средств из-за финансового кризиса оказались в сложном положении. С одной стороны, им все труднее и дороже получить кредиты, с другой – торговые сети увеличивают отсрочки платежей. По мнению экспертов, для выживания таким компаниям, возможно, придется прибегнуть в контрактному производству и продавать свою продукцию на открытых рынках. Еще совсем недавно в нашей стране для мытья посуды и уборки дома использовали только хозяйственное мыло и соду. В середине 90-х годов на прилавках появились импортные средства для стирки, чистки, уборки, которые стали пользоваться большой популярностью. Сегодня в магазинах можно встретить чистящие средства и жидкое мыло разных марок: транснациональных компаний и небольших иностранных, крупных и мелких отечественных фирм. Технология производства чистящих и моющих средств проста, поэтому в России образовалось множество мелких производителей, работающих в низком ценовом сегменте, который до недавнего времени сужался из-за роста спроса на дорогую продукцию. Сложилась ситуация, способствующая консолидации рынка. Летом 2008 года группа компаний "Аквалон", которая производит чистящие средства и жидкое мыло, купила своего конкурента – НПП "Модус". Группа намерена за два года увеличить чистую прибыль в два раза и готова прикупить еще кого-то из слабых игроков. По мнению экспертов, для этого у компании есть производственные ресурсы. Однако нарушить планы могут сложности, возникающие при продвижении товара через розничные сети. Химическая реакция Группа компаний "Аквалон" выросла из одноименного производственного кооператива, образованного в 1989 году Михаилом Голубевым. Бизнесмен окончил Московский институт тонкой химической технологии и несколько лет трудился в научных институтах. Во второй половине 80-х он вместе с командой единомышленников активно сотрудничал с центрами научно-технического творчества молодежи при райкомах комсомола – разрабатывал и внедрял мембранные системы очистки воды гемодиализных растворов и других сред. Продукция поставлялась в больницы и иные государственные учреждения. Часть средств, вырученных от реализации проекта, получали разработчики. "В 1989 году денег хватило на то, чтобы снять помещение на несколько месяцев и платить зарплату сотрудникам созданного кооператива, который занялся проектами очистки воды и окружающей среды. Начинанию сопутствовал успех, поскольку наша продукция, например, фильтры для воды, стоила в 10 – 15 раз дешевле импортных", – рассказывает Михаил Голубев, ныне президент группы компаний "Аквалон". К середине 90-х заказчики перестали получать бюджетное финансирование, и бизнес стал убыточным. Голубев с командой переключились на торговлю бытовой химией. В 1993-м году бизнесмен купил одну фуру моющих и чистящих средств бельгийской компании Yplon (делает продукцию под марками розничных сетей, а также выпускает товар под собственными марками Netty, Vicli, Yplon), которую случайно увидели на специализированной выставке. "В 1993-м году потребители не знали, что такое жидкость для мытья посуды, пользовались хозяйственным мылом и содой", – вспоминает Михаил Голубев. Первая партия товара продавалась примерно три месяца. Поначалу на закупку товара новоявленному дистрибьютору понадобилось не более $20 000 – 25 000. Деньги Голубев занимал у знакомых – банки в тот период кредитов не давали. "Следующую фуру реализовали уже за месяц, и к 1998 году ежемесячно продавали по 10 – 12 грузовиков товара, – рассказывает Михаил Голубев. – В целом продукция была востребована. Но, например, на порошок для посудомоечных машин, спроса не было, поскольку самих машин продавалось мало". Компания "выезжала" за счет чужой рекламы, например, Calgon (смягчитель для воды). До сих пор "Аквалон" предпочитает не тратиться на рекламу. "Для небольшой компании это правильный подход, тем более что сегодня ведущие мировые бренды начинают терять свою идентичность", – считает Дмитрий Шустерняк, генеральный директор "ФинЭкспертиза Консалтинг". Спасительный кризис В середине 1998 году "Аквалон" продавал 150 – 200 тонн товара в месяц продукции Yplon. Но доставка и таможенная очистка обходились почти во столько же, что и сама продукция. Голубев договорился с бельгийской компанией о создании в России совместного предприятия по производству бытовой химии. Наступивший кризис разрушил планы. Тогда Голубев вложил остатки средств в создание собственного производства и арендовал помещение. В 1998 – 99 годах продукцию делали из концентратов, купленных у Yplon, затем перешли на собственные рецептуры. В 2002 году Голубев купил в рассрочку 50 га земли вместе с трехэтажным полуразрушенным зданием на территории бывшего завода "Зингер" в Подольске. Площадь здания составляла 3500 кв. м, цена 1 кв. м – менее $100. От дистрибьюции Yplon отказались в 2003-м, когда собственная продукция начала конкурировать с бельгийской. "Вначале вся прибыль уходила на реконструкцию и оборудование, в 2002 – 2003 годах вложили $200 000. Брали кредиты, в основном частные, потому что банки тогда нам не доверяли", – рассказывает Голубев. В первые годы компания активно пользовалась лизингом оборудования, в счет которого были закуплены линии по розливу чистящих средств и жидкого мыла. Сегодня в ассортименте компании 150 разновидностей продукции, мощности предприятия способны обеспечить выпуск 2500 тонн товара в месяц. На жидкие моющие и чистящие средства приходится 57% оборота "Аквалон". Жидкое мыло, пена, шампуни, которые в российской классификации относятся к косметическим средствам, составляют 40% оборота. Остальные 3% – пластмассовая тара (80% такой продукции компания производит для своих нужд). В портфеле компании марки: Forsage (средства для посудомоечных машин, мойки автомобилей), Light House (средства для чистки сантехники, мытья акриловых ванн, чистки стеклокерамики, духовок и СВЧ-печей, для удаления запаха из холодильника, шампуни для мытья и чистки полов, раковин, чистки ковров), Deboucher (средство для прочистки засоров в трубах и канализации), Plus, Olinka (средства для мытья посуды и стекол). |