Анализируя планы компаний, можно полагать, что прогнозируемый прирост мощностей, оцениваемый нами в 12 млн. т/год, только лишь покроет потребность, вызванную ростом производства бензинов. Что касается реструктуризации выработки бензинов по октановому числу, то в России в ближайшие годы она может быть обеспечена только за счёт применения присадок. Следует напомнить, что 31 декабря 2007 г. истёк срок допуска использования соединений железа и марганца, который продлеваться больше не будет. Это важное событие фактически оставляет для практического применения только ароматические амины, главным, а может быть, единственным из которых является N-метил¬анилин. Однако и МТБЭ, и N-метиланилин имеют недостатки, которые ограничивают их возможности. МТБЭ характеризуется пониженной теплотой сгорания. Его концентрация в бензине ограничена на уров¬не 15% об. (не более 2,7% кислорода), что соответствует повышению ОЧ на 4-8 единиц. N-метиланилин легко окисляется, что приводит к образованию отложений и нагаров. Его концентрация ограничена 1,3%. Это соответствует повышению ОЧ на 2-6 ед. Однако, эти соединения хорошо совмещаются между собой, что позволяет изготавливать эффективные композиции. Примеры двух таких композиций приведены ниже: Добавка | Состав, % | Δ ОЧ при добавлении в смесь изооктан-гептан (70:30)(при концентрации) | БВД | N-метиланилин – 65-70МТБЭ – 30-35Может содержать присадку Автомаг | 6 (2,5 % об) | Каскад-3 | N-метиланилин – 89-90МТБЭ – 4-11 | 4,5 (1,45 % об) |
Исходя из изложенного выше, нам представляется, что наиболее перспективными антидетонационными добавками являются различные варианты смесей ММА и МТБЭ. Чтобы получить бензин с ОЧ на уровне 98, в бензины с ОЧ, равным 92, достаточно ввести композицию 1% ММА и 10% МТБЭ. Ориентируясь на потребность страны в автобензинах на уровне 35-40 млн т/год (в 2006 г. было израсходовано около 31 млн. т бензина), примерная потребность в ММА может составить 350-400 тыс. т/год, в МТБЭ – 3,5-4,0 млн т/год. Рассматривая требования упомянутого выше Регламента «Экологическая безопасность колёсных транспортных средств…» мы должны помнить, что каким бы совершенным ни был двигатель, в процессе эксплуатации он непременно будет загрязнён, что приведёт к нарушению нормальной работы топливной аппаратуры и росту требований к октановому числу бензина. Отметим, что согласно требованиям Евросоюза, на которые мы равняемся, экологические характеристики двигателя и автомобиля должны быть стабильными в течение пробега, равного 100 тыс. км (директива 98/70/ЕС). Исходя из этого, за рубежом широко распространены моющие присадки. Особенно они необходимы в случае инжекторных двигателей. Это новое поколение присадок, отличающихся высокой термической стабильностью, которые исключительно и используются за рубежом. Есть два способа применения присадок. В США их в обязательном порядке вводят в товарные топлива на НПЗ, в Европе – на местах применения. И тот, и другой способы имеют достоинства и недостатки. Введение присадки на НПЗ гарантирует её наличие в бензине, но содержит в себе опасность передозировки: пользователь не знает, какая присадка и в каком количестве уже введена в топливо. С другой стороны, использование присадки потребителем подразумевает достаточно высокий уровень его технической культуры. Можно заключить, что в России наиболее надёжен путь США. Впрочем, не исключён вариант реализации моющих присадок в розницу. Некоторые заводы (Куйбышевский, Ангарский НПЗ) организовали производство бензинов с моющими присадками, закупаемыми за рубежом (это, например, присадки Keropur-3458N фирмы BASF, Hitec-6430 фирмы Afton и др.). Однако в последнее время появились и отечественные разработки, по эффективности не уступающие зарубежным аналогам, а по цене их превосходящие (дешевле в 2-3 раза). В качестве примера можно привести присадки Алькор-Авто (ВНИИНП) и Каскад-9 (ООО «Пластнефтехим»), В 2004 г. во ВНИИ НП был разработан стендовый моторный метод исследования эффективности таких присадок. Он предусматривает оценку склонности бензинов с присадками к образованию отложений на заслонке карбюратора, на впускных клапанах и в камере сгорания (СТО АНН 40488460-001-2004). Испытания проводятся на двигателе ВАЗ-2101 в сравнении с исходным бензином двумя циклами по 6 часов каждый. Он включён в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов. Сравнительные результаты испытаний некоторых бензинов с присадками приведены ниже: Образец | Загрязнение карбюратора, баллы | Отложения на клапанах: мг/клапан | Регуляр Евро-92/4 Куйбышевского НПЗ | 9,2 | 50 | То же + 0,04% Keropur-3458N | 9,4 | 0,6 | То же + 0,04% Hitec-6430 | 9,4 | 3 | То же + 0,06% Алькор-Авто | 9,3 | 11 | Премиум Евро-95/4 Куйбышевского НПЗ | 9,2 | 71 | То же + 0,04% Keropur-3458N | 9,5 | 0,4 | То же + 0,04% Hitec-6430 | 9,3 | 4 | То же + 0,06% Алькор-Авто | 9,3 | 16 | Супер Евро-98/4 Куйбышевского НПЗ | | | То же + 0,04% Keropur-3458N | 9,2 | 0,5 | То же + 0,04% Hitec-6430 | 9,2 | 9 |
А.М.Данилов, В.Е.Емельянов, ВНИИ НП |