Прирост мирового производства углеродных волокон, признанных как уникальное текстильное сырье, составил в 2007г. по сравнению с 2006г. более 20% до 34,5 тыс.т. Все производители наслаждались высокой прибылью, полученной в результате успешной работы предприятий и увеличения объема продаж. Поэтому с удовольствием инвестировали новые мощности по всему миру. Семь промышленных групп имели в 2007г. рост более 20%, вместе с тем, на три ведущие японские фирмы падает больше 60% мирового рынка углеродных волокон. Дальнейшее развитие будет зависеть, насколько вновь построенные установки окажутся адекватными этой промышленности. В Китае начато строительство крупнейшей установки по производству углеродного волокна, спрос на которые будет непрерывно расти, особенно в сфере ветровой энергии (лопасти), спортивных товаров и авиационного рынка, ставя задачу к 2020 г. создать крупногабаритный коммерческий самолет. Новое поколение самолетов (В 787; А350) внесет изменения в промышленность, поскольку обе названные модели более чем на 50% состоят из композитов, которые широко известны и в других областях (табл. 9). Крупным событием может стать план японской компании “Toray” по организации центра по массовому использованию углеродного волокна в автомобилестроении. Компании “Toho Tenax” и “Mittsubichi” недавно объявили о том, что к 2010 г. они начнут поставлять детали из углеродного волокна. Поскольку композиты на основе последнего являются самым легким материалом, который можно применить для изготовления первичных конструкций ( а это - сокращение потребления топлива и выбросов вредных газов), то сегмент автомобилестроения в будущем может иметь самый большой потенциал спроса на углеродное волокно. В целом,. мировые мощности, его производства в 2010 г. составят ок. 110 тыс.т. Достойное место здесь займет “Toho Tenax Croup.”, имеющая 3 завода в Японии, США и Германии, мощность которой к 2009г. запланирована на уровне 13,5 тыст/год (табл.10), а прирост ее будет обеспечен за счет пуска 4ой производственной линии в г. Вуперталь (Германия). Ожидается, что рынок углеродных волокон в мире будет расти в период 2005-2010 г.г. в среднем на 15%/год и к концу этого срока приблизится к 40 тыс.т (табл.9). Таблица 9. Мировые мощности производства углеродного волокна для основных областей применения (тонн/год). Области применения | Годы | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Воздушное пространство | 4620 | 6550 | 7050 | 7850 | 8530 | Промышленность | 11300 | 14970 | 17910 | 21050 | 23470 | Спорт, отдых | 4900 | 5260 | 5430 | 5610 | 5720 | ВСЕГО | 20820 | 26780 | 30390 | 34510 | 37720 |
Таблица 10. Рост мощностей по углеродному волокну компании “Toho Tenax Croup.” (тыс. т). Компания (страна) | Годы | 2008 | 2009 | TTY Toho Tenax Co., Ltd/Япония | 6400 | 6400 | TTE Toho Tenax Europe, GmbH/Германия | 3400 | 5100 | TTA Toho Tenax America, Inc/США | 2000 | 2000 | ВСЕГО | 11800 | 13500 |
Японская компания “Kuraray” сообщила [2] о завершающемся расширении установки для получения волокна вектран (из жидкокристаллического полиэфира) в г. Саюо. Американский завод в г.Форт-Милл (Южная Каролина) также недавно претерпел реконструкцию с целью достижения дополнительной мощности. Выше упомянутая компания увеличила производство волокна вектран на 40% до 1000 т/год. Последнее выпускается обычно в виде мультифиламентной нити и пригодно в широком интервале для технического применения. В частности, “Kuraray” в апреле 2008г. презентовала волокно вектран –НТ, окрашенное в массе в несколько новых цветов (синий, зеленый и оранжевый) и обладающее при этом повышенными устойчивостью к УФ-лучам, прочностью и глубиной окраски, что обуславливает возможность его дополнительного использования, например, в виде тонких элементарных нитей и штапельного волокна для получения комбинированной пряжи. |