Патриотичная игрушка из прошлого: миниатюрная, но очень точная копия татарстанского грузовика, ставшего всемирно известным благодаря пустынным ралли. Ее изготовители постарались на славу - даже детский взгляд мог оценить блестящее исполнение крошечной кабины, реечек борта кузова, открывающихся дверец, филигранной панели приборов, крутящегося руля, тончайших "дворников"... Но самое ценное в этой, в общем, мальчишечьей радости было то, что, в отличие от пустотелых и оттого безрадостно громыхающих на колдобинах дворика пластмассовых самосвалов, тракторов и прочей спецтехники, эта маленькая машинка была весомой и серьезной: она полностью, за исключением разве что колес и лобового стекла, была исполнена из железа. Словом, то был самый настоящий "КАМАЗ", просто уменьшенный - и даже заветные буквы его наименования украшали носовую часть кабины блестящими литыми медальончиками. Детские впечатления очень часто перерастают во взрослые аксиомы. И вот почти не разубедить себя в том, что незаменимые спутники строек, карьеров, сельхозработ, трасс - это единый металлический механизм, в котором нет места другим материалам. Ну разве что стеклу и резине колес. Логика здесь, что называется, "железная": "КАМАЗы" - труженики, им и надо быть выносливей, массивней, крепче, а что может быть более подходящим для этого, чем металлические сплавы? Именно поэтому прозвучавшая на одном из недавних собраний нефтегазохимического комплекса республики информация о том, что челнинский гигант собирается наращивать долю полимерных материалов в производстве знаменитых автомобилей, вызвала неподдельный интерес. Пластмассовый "КАМАЗ"? Помилосердствуйте, а как же стандартный набор работ, который везет на себе пока еще железный конь Автограда? "Прежде всего, речь идет о "трассовиках" - седельных тягачах бортовых автомобилей, а не о самосвалах или шасси для спецнадстроек", - пояснил ситуацию для "ВиД" заместитель главного конструктора ОАО "КАМАЗ" по компонентам Хайретдин Шараев. Он же рассказал об истории и перспективах этого направления в автостроении. Новое старое направление
Научно-технический центр - очень интересное и важное подразделение ОАО "КАМАЗ", так как именно здесь рождаются идеи по внешнему виду грузовика и его внутреннему наполнению. Формально он существует более двадцати лет, но в целом структура выросла из управления главного конструктора, существовавшего с первого дня работы автогиганта. Тогда же появилась и предтеча подразделения, которое впоследствии стало вести "полимерное" направление работы: в рамках отдела комплектующих изделий появилось бюро неметаллических изделий и материалов. Его прерогативой и стали пластмасса, резина, стекло и даже картон. Поэтому заявлять о сегодняшнем применении пластмассы на производстве как о ноу-хау было бы неверно. Просто сейчас на смену традиционным приходят новые материалы, пояснил Хайретдин Шараев. К примеру, ныне в конструкциях "КАМАЗов" применяется более 350 наименований изделий только из пластмассовых полимерных материалов: детали экстерьера кабины, панель приборов, отделка салона, корпусы зеркал, полиамидные трубки пневматических систем, гофрированные трубки, конструкционные детали, воздуховоды и детали воздушного фильтра. Все это - не считая "мелочи" из системы отопления, вентиляции и термоэластопластов заменивших в последнее время резину на чехлах электрооборудования. Причем используется вся гамма полимеров. Основная масса: полипропилен и его композиции, полиуретан разных исполнений, стирольные пластики (АБС и АБС+поликарбонат), поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен, полиэфирный стеклопластик, полиамид, фторопласты и многое другое.
|