Клуб избранных Калийная отрасль — одна из самых консолидированных: девять компаний контролируют 90% мирового выпуска. Причин две: редкость месторождений калийных руд (они есть всего в 13 странах) и значительные затраты, в том числе временные, на их разработку. По данным лидера рынка канадской компании Potash Corp., на организацию производства в калийной отрасли требуется пять-семь лет. Сравните: в фосфорной — три-четыре года, в азотной — два-три. При этом затраты на новый рудник составляют около 2 млрд долларов на 2 млн тонн мощности, что ставит существенные барьеры для входа новых игроков. Россия — одна из 13−ти стран, производящих калийные удобрения. По запасам руды и годовому выпуску мы уступаем лишь Канаде. Причем 97% калийных удобрений (21% мирового рынка) добывают две уральские компании, расположенные в Пермском крае: «Уралкалий» и «Сильвинит» (Соликамск). Еще 3% — доля федерального холдинга «Акрон». Пермские компании занимают примерно равные доли на российском (50% — «Сильвинит», 47% — «Уралкалий») и мировом рынках (около 10% каждый). Обе разрабатывают Верхнекамский бассейн калийных руд в Пермском крае, одно из крупнейших месторождений на планете (запасы — 3,8 млрд тонн оксида калия). Рост спроса на калийные удобрения в условиях сильно монополизированного рынка и ограниченности предложения приводит к эскалации цен. За последние два года хлористый калий (основной вид калийных удобрений) подорожал на 19% (на бирже FOB Ванкувер), за пять лет рост составил 73%. В ближайшие годы тенденция сохранится. «Исходя из динамики роста потребления, заявленные мировыми производителями проекты увеличения добычи в ближайшие четыре года вряд ли смогут полностью удовлетворить потребности аграриев, — рассказал “Э-У” Михаил Фролов. — По прогнозам, к 2011 году дефицит на рынке калийных удобрений достигнет 5 млн тонн. Ввиду того, что действующие производители смогут нарастить объемы выпуска на 9 млн тонн хлористого калия, а спрос за этот период увеличится на 14,1 млн тонн (в основном за счет Китая и Индии), дальнейший рост цен практически неизбежен». Кроме того, цены растут из-за скоординированной экспортной политики, которую ведут крупнейшие производители. Так, канадские компании Potash Corp., Mosaic и Agrium создали синдикат Canpotex. «Уралкалий» и «Беларуськалий» также сформировали трейдера для управления экспортными потоками — Белорусскую калийную компанию. Таким образом, на рынке образовалась своеобразная «дуополия»: под контролем двух крупнейших экспортеров калийных удобрений находится около 56% всего мирового экспорта. В переговорах с крупными зарубежными потребителями оба добиваются привлекательных ценовых условий для своей продукции, даже в ущерб росту объемов поставок. Так, в начале 2006 года канадские компании, а также «Уралкалий» и «Беларуськалий» не могли договориться с китайскими потребителями о цене поставок. Им пришлось сократить объемы выпуска продукции, что сказалось на результатах всего года. Однако в конечном итоге договоренности были достигнуты на выгодных для производителей условиях. Наконец, причиной повышения цен на калийные удобрения в 2006 году стало затопление одного из рудников «Уралкалия». Работы на нем были остановлены. Грунт над рудником провалился. В 2007 году на руку производителям минеральных удобрений сыграли опасения, связанные с расширением провала в сторону железнодорожной ветки, по которой продукцию транспортирует «Сильвинит». Руководство калийной компании даже распространило официальное предупреждение о возможной приостановке отгрузки. Российские производители больше западных конкурентов заинтересованы в высокой цене на удобрения: это чисто калийные компании (как и «Беларуськалий» и иорданский Arab Potash), реализация удобрений обеспечивает им более 90% выручки. Остальные крупные холдинги диверсифицированы: на долю калийного сегмента у них приходится менее трети совокупной выручки. «Дело в том, что мировые компании стремятся использовать по максимуму бренд и маркетинговые преимущества. Производителю калия легче наладить сбыт азотных удобрений, чем компании, совсем не связанной с этим бизнесом. Да и с финансированием проблем нет, — замечает аналитик ИК “БрокерКредитСервис” Михаил Сайно. — К тому же, исторически рентабельность производства калия не всегда была такой высокой как сейчас, и диверсификация представлялась разумной страховкой на случай ухудшения конъюнктуры рынка. Российские производители калия пока не желают заниматься другими видами удобрений по той простой причине, что выпускать его сейчас намного выгоднее, чем азотные и фосфорные удобрения».
|